Несмотря на то, что турецкие военные готовятся к новой операции в Сирии, последние шаги в высших военных рядах Турции озадачили многих.
Два генерала были резко отстранены от своих постов 31 декабря и назначены на канцелярскую работу. Генерал Метин Темель, командующий Второй армией, и бригадный генерал Мустафа Барут, командующий Четвёртой диверсионной бригадой, были назначены указом президента в отдел оценки и инспекции турецкого Генерального штаба.
Авторитетный и популярный Темель, известный своими яростными антиамериканскими и националистическими позициями, отвечал за контртеррористические операции в Турции и текущие операции в Ираке и Сирии.
Турецкая общественность была шокирована его понижением, так как Анкара планирует операции в курдских районах, контролируемых к востоку от реки Евфрат. Темель, с его твёрдой позицией относительно попытки переворота 2016 года и его успешным командованием во время операции Турции в сирийском Африне, был восходящей звездой, обожаемой общественностью. Он также был очень близок с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Когда оппозиция Турции раскритиковала Темеля за аплодисменты Эрдогану в военной форме во время предвыборной кампании перед июньскими выборами, Эрдоган ответил, выразив полное доверие к Темелю, что они очень близки.
В августе Высший Военный Совет повысил Темеля до четырёхзвёздочного генерала. Многие в Турции полагали, что Темелю суждено было стать начальником штаба, а затем министром обороны.
Но эти ожидания рухнули в одночасье, когда Темель был снят со своего поста.
В Анкаре циркулирует несколько вариантов его понижения в должности. Одна из теорий отмечает, что было напряжение между Темелем и министром обороны Хулюси Акаром и другими высшими генералами из-за чрезмерной независимости Темеля. Его непосредственный контакт с президентом, минуя командную цепь, вызвал некоторую враждебность, которая достигла своего пика, когда Темель пропустил церемонию награждения в середине декабря. По сообщениям, он отказался присутствовать, поскольку назначенные им сотрудники не получали медалей. Он был особенно раздражён тем, что Барута не наградили.
Ходят слухи, что в военных кругах Анкары начальник Генштаба Яшар Гюлер выдвинул ультиматум Баруту, чтобы он выбрал между Темелем и им, и Барут остался с Темелем. Кроме того, Гюлер хочет, чтобы Турция оставалась в открытом контакте с американцами, в то время как Темель категорически против того, чтобы доверять США в Сирии. В то же время, Темель интерпретировал резкое решение президента США Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии как трюк, который оставит Турцию ответственной за нахождение там ИГИЛ (запрещена в РФ).
Ещё одна популярная идея заключается в том, что во время операции в Африне были допущены ошибки, и что операция была прекращена досрочно. Акар и Гюлер также имеют глубокие разногласия с Темелем по ожидаемой новой операции в Сирии.
Темель хочет, чтобы Анкара не сотрудничала с США на северо-востоке Сирии. Он считает, что, поскольку курдские силы там получают существенную поддержку США и хорошо оснащены и обучены, было бы рискованно начать операцию в середине зимы там, полагаясь на запутанные и ненадёжные сообщения Соединённых Штатов.
Резюмируя, Темель, как сообщается, любой ценой выступает против операции северо-восточной Сирии с американским сотрудничеством, которое, по его мнению, может быть только трюком. В ответ на мнение Темеля, Акар и Гюлер отвергли идею о том, что Темель возглавит эту операцию.
Совместная специальная оперативная группа, созданная для операции на северо-востоке Сирии, находилась под командованием генерал-майора Хакана Атинка, который, как известно, был близок к Темелю. В настоящее время он находится под командованием бригадного генерала Эрдала Сенера, имеющего, как говорят, связи с Акаром.
Очевидно, что Акар и Гюлер не хотят, чтобы Темель и его команда попали в верхушку правительства Турции. Но как они заставили Эрдогана одобрить смещение Темеля?
Ответ кроется в прагматичном отношении Эрдогана, который занят подготовкой к местным выборам 31 марта.
Как отреагировал Темель?
Согласно турецким военным традициям, назначение генерала на такой пост является чётким сигналом к отставке. Однако более вероятно, что он не уйдёт в отставку до заседания Высшего Военного совета в августе. Некоторые источники в Анкаре, выступавшие на условиях анонимности, высказывали схожие мнения: Темель по-прежнему имеет сильные позиции у Эрдогана и даже если он уйдёт с военной службы, ему могут быть даны важные политические или административные обязанности.
Акар и Гюлер, возможно, выиграли первый раунд, но Темель, с его стратегическими шагами и тесными связями с Эрдоганом, всё ещё может занять важный пост в сфере безопасности.