Экономика Турции и без того слаба, а теперь после мощных землетрясений, опустошивших обширные территории на юго-востоке страны, правительство готовится к росту дефицита бюджета, новому инфляционному давлению и удару по валовому внутреннему продукту (ВВП).
Катастрофа произошла в преддверии выборов, усилив давление на президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которому предстоит самая жесткая гонка за переизбрание за два десятилетия его правления. Учитывая, что годовая инфляция составляет почти 58%, Эрдоган надеялся оказать экономическую помощь электорату, раздраженному стремительным ростом цен перед решающими выборами.
Реагирование на стихийные бедствия теперь потребует значительного увеличения государственных расходов для удовлетворения потребностей 13,5 млн пострадавших — 15,7% населения Турции — и восстановления массовых разрушений в 10 провинциях. В результате дефицит государственного бюджета, прогнозируемый на уровне 3,5% ВВП в 2023 году, вероятно, вырастет до 5% ВВП, что может усугубить дефицит счета текущих операций Турции и другие экономические проблемы.
Эрдоган, посещая со среды районы, пострадавшие от землетрясения, объявил о финансовой помощи в размере 10 тыс. турецких лир (531 доллар США) каждой пострадавшей семье и пообещал, что правительство построит новые дома в течение года и заплатит арендную плату тем, кто остался без крыши над головой
Два землетрясения, произошедшие в понедельник с интервалом в девять часов, разрушили около 7 тыс. зданий, большинство из которых были жилыми домами. Число погибших в пятницу днём превысило 19 тыс. человек, и ожидается, что цифра будет расти, когда начнется расчистка завалов после того, как спасатели завершат поиски выживших в кучах металла и бетона. В ближайшее время одной из основных задач станет размещение пострадавших от землетрясения: около 76 тыс. человек уже эвакуированы в другие регионы.
На 10 пострадавших провинций приходится около 9% ВВП Турции. Наиболее промышленно развитым среди них является Газиантеп на границе с Сирией, который внес 0,25 процентных пункта в темпы роста Турции в 11,4% в 2021 году, заняв восьмое место среди 81 провинции.
Ожидается, что экономический рост Турции в 2022 году зафиксируется в диапазоне от 6% до 7%. Официальные данные должны быть опубликованы 28 февраля. Прогноз правительства на 2023 год составляет 5%, но многие эксперты уже отмечали, что турецкая экономика увеличится в лучшем случае примерно на 3% из-за существующей нестабильности и мер по затягиванию поясов, ожидаемых после выборов. Сейчас этот показатель, вероятно, еще больше упадет из-за экономических последствий землетрясений.
По приблизительным оценкам, стоимость одних только разрушенных квартир составляет 6,3 млрд долларов США, если предположить, что в рухнувших домах было около 6 тыс. квартир средней стоимостью 2 млн лир (105 тыс. долларов) каждая. С учетом поврежденных зданий, которые пришли в негодность, эта цифра приравнивается к 10 млрд долларов. Отдельной многомиллиардной строкой станет ущерб, нанесенный объектам общественного пользования и инфраструктуре, в том числе дорогам, мостам и аэропортам, а также промышленным объектам, фермам и другим предприятиям.
Ожидается, что экономический спад, надвигающийся в 10 пострадавших провинциях, повлияет на общий ВВП Турции в этом году. В 2022 году ВВП страны оценивается в 862 млрд долларов, а ВВП на душу населения — в 9 тыс. 893 доллара.
В своей среднесрочной экономической программе в 2023 году правительство прогнозирует ВВП в размере 867 млрд долларов, что означает, что ВВП на душу населения зафиксируется на уровне 10 тыс. 71 доллар — цель, которая в настоящее время вряд ли будет достигнута, учитывая перспективу дальнейшего ослабления лиры. Средний ВВП на душу населения в пострадавших от землетрясения провинциях, который уже составлял всего две трети от среднего показателя по стране, вероятно, упадет еще больше до показателя от 5 тыс. до 6 тыс. долларов США. Тем не менее, реабилитационная кампания по восстановлению домов, коммерческих помещений и инфраструктуры, возможно, при иностранной финансовой поддержке, может в некоторой степени сдержать экономический спад в регионе.
Катастрофа может подорвать и сельскохозяйственное производство пострадавшего региона, на долю которого приходится около 15% от общего объема страны. Снижение сельскохозяйственных поставок, в свою очередь, может спровоцировать продовольственную инфляцию в Турции, которая в январе составила 71%.
Объем внешней торговли Турции также, вероятно, пострадает, учитывая ожидаемые перебои в производственной деятельности, транспорте и логистике в пострадавшем от землетрясения регионе, а также потерю рабочей силы. Согласно официальным данным, в 2022 году экспорт из 10 провинций составил 21,5 млрд долларов, что равно 8,5% всего турецкого экспорта. На Газиантеп приходится половина этого экспорта, за ним следует провинция Хатай, где находится морской порт, соединяющий страны Ближнего Востока, с экспортом на сумму 4,1 млрд долларов и Адана с 3,1 млрд долларов.
Сокращение экспорта из региона, пусть даже временное, усугубит проблемы с текущим счетом Турции. По оценкам, в прошлом году дефицит счета текущих операций страны достиг примерно 45 млрд долларов США.
Сбои в промышленной и коммерческой деятельности также будут означать уменьшение налоговых поступлений в казну. Правительство уже отложило все налоговые обязательства в регионе до конца июля. Официальные данные показывают, что в прошлом году на 10 пострадавших провинций пришлось 7,5% налоговых поступлений Турции в размере 2,3 трлн лир (122,1 млрд долларов).
Между тем сбои в выплате кредитов в регионе могут создать проблемы для банков.