Пока новоизбранный Озгюр Озель принимает бразды правления турецкой оппозицией у Кемаля Кылычдароглу, в Народно-республиканской партии (НРП) снова назревает неопределенность по поводу очевидного двоевластия, которое может поставить под угрозу долгожданные перемены.
Члены партии, выступающие за перемены, в воскресенье боролись за контроль над НРП в ходе напряженного многочасового внутрипартийного голосования, которое положило конец 13-летнему правлению действующего лидера партии Кемаля Кылычдароглу. Это произошло после того, как Кылычдароглу проиграл президентские выборы в мае, упустив то, что многие считали лучшим шансом оппозиции положить конец 20-летнему правлению президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Озель, 49-летний бывший фармацевт, пообещал более светлое политическое будущее НРП, а также победу на предстоящих местных выборах.
«Мы верим в возможность превратить безнадежность в надежду; мы полны надежд», — сказал Озель в воскресенье в окружении аплодирующих членов партии, стоя рядом с мэром Стамбула Экремом Имамоглу.
Имамоглу поддержал Озель в стремлении к переменам в НРП, которая уже давно увязла в междоусобицах.
После победы на муниципальных выборах 2019 года в Стамбуле над Партией справедливости и развития (ПСР) Имамоглу стали воспринимать как потенциального нового лидера партии и претендента на пост президента страны.
Однако Кылычдароглу решил выставить свою кандидатуру против Эрдогана на майских выборах, несмотря на несколько предыдущих поражений.
После голосования он оказался в центре критики за отказ уйти с поста лидера НРП, которая за 13-летний срок руководства Кылычдароглу не смогла преодолеть исторический потолок общенациональной поддержки в 25%.
По словам бывшего члена партии Мехмета Севигена, союз Имамоглу и Озеля может привести к дискриминации членов партии, поддерживающих Кылычдароглу, что углубит раскол в партии и даже приведет к ее «разрушению».
«Нужно подождать и посмотреть, что ждет НРП в будущем и что будет делать новое руководство», — эксклюзивно в интервью Sabah сказал Севиген, известный политик от НРП, который ранее занимал пост министра и депутата до сложения полномочий в 2021 году.
НРП в воскресенье также избрала новый партийный совет и центральный исполнительный комитет, в который вошли как знакомые лица так и «свежие депутаты, неспособные реализовать свои собственные проекты», отметил Севиген.
«Какие изменения может осуществить Озель, станет понятным, как только будет переписан партийный устав», — пояснил он.
Политик указал на почти два десятка делегатов, избранных в совет партии по предложению Имамоглу, намекнув на ситуацию «двуглавого руководства» между мэром Стамбула и новым председателем.
«Озель пообещал залатать трещины и воссоединить НРП, но, если их команда подвергнет остракизму мэров провинций и районов, которые поддерживали Кылычдароглу, ситуация в НРП будет ужасной. Если Озель преуспеет в своих усилиях по сохранению единства партии, у НРП будет шанс на местных выборах», — добавил он.
По словам Севигена, изменения также могут положительно отразиться на избирателях НРП, которые возмущены последовательными потерями за последние два десятилетия.
«Они дадут Озелю шанс, так как давно хотели ухода Кылычдароглу», - отметил политик.
В своей победной речи Озель отдал дань уважения Селахаттину Демирташу, находящемуся в тюрьме экс-лидеру Демократической партии народов (ДПН), входящей в состав РПК, и Осману Кавале, бизнесмену, осужденному за организацию печально известных беспорядков в парке Гези в Стамбуле в 2013 году.
Севиген подчеркнул, что такие разговоры могут создать влияние внутри партии, но «дорого обойдутся потерей голосов среди населения».
«Что важно, помимо изменения самой партии, так это возможность протянуть руку помощи людям», — сказал он.
Прокурдская ДПН поддержала Имамоглу и Кылычдароглу на последних выборах, что встревожило многих избирателей НРП, которые воспринимают это как «сотрудничество с террористическими организациями», а именно с РПК.
Через несколько часов после избрания Озеля Эрдоган в очередной раз обвинил НРП в связях с террористическими организациями.
«Один не лучше другого. Они ничем не отличаются друг от друга. Вы проиграли 12–13 выборов; вы всегда были на стороне террористических групп. Тот, кто победил, тоже был с ними», — сказал Эрдоган, говоря об Озеле и Кылычдароглу.
Озель возглавит НРП на местных выборах 31 марта 2024 года, на которых партия надеется сохранить за собой ключевые муниципалитеты, включая Анкару, Стамбул и другие крупные города.
Партия ПСР энергично вступает в гонку, стремясь вернуть под свой контроль столицу а также Стамбул, где Эрдоган вырос и начал свою политическую карьеру в качестве мэра.
Однако с 2019 года Имамоглу утратил часть своего блеска и в настоящее время ему грозит запрет заниматься политикой. Он был признан виновным в оскорблении государственного должностного лица и может быть вынужден уйти в отставку, если решение останется в силе.
Шестипартийная оппозиционная коалиция, возглавляемая НРП, распалась после неудачных результатов майских выборов, а второй по величине партнер, «Хорошая партия», свалила вину за проигрыш на непопулярность Кылычдароглу.
И «Хорошая партия», и ДПН в следующем году планируют выдвинуть своих кандидатов в мэры, что усложняет шансы НРП в ключевых округах.
Севиген не верит, что Озель восстановит блок, но признаёт возможность «сотрудничества» с лидером «Хорошей партии» Мераль Акшенер в Стамбуле и Анкаре.
«Поддержка "Хорошей партии" не превышает даже 2% в Стамбуле, поэтому вполне вероятно, что они договорятся о постах мэров округов только для того, чтобы прошёл Имамоглу. В любом случае НРП должна вступить в гонку со своей собственной идентичностью, иначе голоса будут потеряны и все усилия будут напрасны», - сказал он.