Президент Республики Кипр Никос Христодулидис призвал власти в Анкаре обсудить с официальной Никосией проблему демаркации исключительных экономических зон Кипра и Турции в Средиземном море.
Заявление главы островного государства, сделанное в четверг в ответ на критику Анкарой соглашение о демаркации морских границ Кипра и Ливана, распространило Кипрское информационное агентство.
"Моим ответом на то, что доносится из Анкары, является публичное заявление о готовности Республики Кипр сесть за стол переговоров с Турцией для обсуждения наших морских границ на основе соответствующей Конвенции (ООН) по морскому праву 1982 года", - заявил Хрисодулидис, комментируя реакцию турецкого руководства.
Президент подчеркнул, что его страна является членом ООН и ЕС и, на основании международного права, добрососедских отношений со странами региона и уже упомянутой конвенции ООН, заключает соответствующие соглашения с соседними государствами о разграничении исключительных экономических зон. И если, по его словам, турецкая сторона настолько уверена в своем подходе, то есть веский резон для организации ее прямой дискуссии с Кипром. "Давайте сядем за один стол, обсудим, определим наши морские границы, как мы это уже делали с соседними государствами и как мы будем поступать и впредь", - повторил Христодулидис.
Следует отметить, что прямые официальные контакты между Анкарой и Никосией вне саммитов по решению кипрской проблемы представляются практически невозможными. В первую очередь - в связи с непризнанием Турцией факта существования Республики Кипр и, соответственно, ее права иметь собственную исключительную экономическую зону.
Подписание кипрско-ливанского соглашения
В минувшую среду президент Кипра принял вместе со своим ливанским коллегой Джозефом Ауном участие в церемонии подписания соглашения о демаркации морских границ между двумя странами, которая состоялась в Бейруте.
Как заявил ливанский руководитель, этот важный документ установит границы исключительных экономических зон и позволит приступить к освоению шельфовых месторождений нефти и газа в Средиземноморье. Аун подчеркнул, что партнерство Бейрута и Никосии не направлено против третьих стран, и выразил пожелание, чтобы оно стало "мостом к международному сотрудничеству во имя стабильности в регионе".
В свою очередь, Христодулидис назвал соглашение "стратегическим достижением, демонстрирующим прочность отношений между двумя соседями". По словам кипрского президента, двусторонний договор о морских границах "расширяет перспективы энергетического сотрудничества на Ближнем Востоке и позволяет этому региону стать альтернативным энергетическим коридором для Европы".
Вместе с тем официальный представитель МИД Турции Онджу Кечели заявил, что греки-киприоты не могут договариваться о границах на море от лица всего Кипра. Он сообщил, что "с 2003 года греко-кипрская администрация Южного Кипра подписывает двусторонние соглашения с прибрежными странами региона, касающиеся разграничения морских пространств вокруг острова Кипр, игнорируя турок-киприотов, которые являются суверенным и равноправным элементом (общиной - прим. ТАСС) на Кипре".
Отсутствие отношений между Никосией и Анкарой
Кипр разделен по национальному признаку со времени вооруженного вторжения Турции в 1974 году, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции. В результате военных действий под турецким контролем оказалось примерно 37% территории острова, на которой в 1983 году была образована Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), признаваемая в мире лишь одной Анкарой. Южная часть острова осталась под контролем Республики Кипр - государства, которое является членом ООН и ЕС и населено преимущественно греками-киприотами.
Однако Турция не признает Республику Кипр как государство с 1963 года, когда на острове распалась система двухобщинного представительства в органах управления. Поэтому между Никосией и Анкарой нет дипломатических отношений. Связям двух стран мешают и споры в отношении прав на разведку и добычу углеводородов на газовом месторождении на кипрском шельфе, поскольку Анкара не признает исключительной экономической зоны Республики Кипр и периодически осуществляет в ее пределах буровые работы. Такие действия предпринимаются на основании лицензий, выданных самопровозглашенной ТРСК.
В международных же документах весь остров Кипр считается единой страной. На греческом юге Кипра северную часть острова, где проживает турецкая община, именуют "территориями Республики Кипр, оккупированными войсками Турции", а ТРСК называют "псевдогосударством".
