Во второй раз за последнее время Россия и Китай заблокировали резолюцию по Сирии. Примененное право вето вызвало бурю критики как на Западе, так и на арабском Востоке. Политики в выражениях не стеснялись. Американская представитель в ООН назвала результаты голосования «омерзительными».
Проект резолюции поддерживал план сирийского урегулирования, предложенный Лигой арабских государств. В нем содержался призыв к Башару Асаду уйти с президентского поста.
Москва с самого начала дала понять, что придерживается особого мнения. На Мюнхенской конференции по безопасности министр Лавров заявил, что консенсус по «сирийской» резолюции возможен, если коллеги по Совбезу проявят конструктивный подход к российским предложениям: «Наши поправки не требуют каких-либо запредельных усилий. Они опираются на объективные факты, в том числе изложенные в докладе миссии наблюдателей ЛАГ, и на необходимость соблюдать изначальные принципы инициативы ЛАГ о том, что диалог должен быть без каких-либо предрешенных результатов, а значит, без предварительных условий». Несмотря на то что из текста резолюции убрали прямое требование к сирийскому президенту уйти, голосование провалилось.
Нашей дипломатии не позавидуешь. Очевидно, что Башар Асад превратился в пресловутый «чемодан без ручки» (нести тяжело, бросить жалко). Отсюда все метания — и запоздалые попытки устроить в Москве переговоры между официальным Дамаском и оппозицией. И сказанное главой МИДа во время визита в Австралию: «Мы не друзья и не союзники президента Асада». И тут же слова о том, что Россия не собирается присоединяться к эмбарго на поставки оружия в Сирию (тому же «не другу» и «не союзнику»). И как дополнительный аккорд — блокировка антиасадовской резолюции. А во вторник Сергей Лавров с главой Службы внешней разведки собирается вылететь на встречу с Асадом. Сирия, как ни крути, один из немногих оставшихся у России стратегических партнеров в регионе, покупатель нашего оружия (что немаловажно). И тут логика Москвы ясна, но столь же ясно, что Асаду долгого и счастливого президентства не светит. А тогда с новыми властями контакты наладить будет ох как трудно. Не зря же американцы в открытую заявили, что теперь вся пролитая в Сирии кровь будет на руках России и Китая.
— Вето в Совете Безопасности — это ужас и позор — так прокомментировал «МК» ситуацию председатель Комитета в поддержку сирийской революции д-р Махмуд аль-Хамза. — Россия и Китай выступили не только против воли сирийского народа, но и всех арабских стран. Конечно, ничего неожиданного в этом вето не было, российская позиция логически вела к нему. Но России следовало бы пойти на уступки и применить право вето, чтобы сохранить минимальные нормальные отношения с арабским миром. Ведь фактически вето — это решение, направленное против Лиги арабских государств. И что будет дальше? Какую реакцию можно ожидать со стороны этих стран?
— Хорошо, предположим, Москва и Пекин не стали бы мешать прохождению резолюции — но неужели в случае принятия этого документа Башар Асад стал бы выполнять содержащиеся в нем требования?
— Если бы была принята резолюция против Асада, то это было бы большим плюсом для российской внешней политики. Резолюция оказала бы мощное давление на сирийского президента, а во всех сферах общества — от правительства до силовых структур — произошли бы серьезные изменения. Вы посмотрите сирийское телевидение — там только и говорят про Россию. Они живут и держатся только за счет российской поддержки. Думаю, что, если бы не было вето, Асад, конечно, никуда бы не ушел и так и продолжал бы расправляться с народом. Но на сплоченность сирийских политических элит резолюция сильно бы повлияла.