Альянс Турции с Россией невозможен из-за их кардинально отличающихся политических курсов.
В этом уверяет своих читателей колумнист Cumhurriyet Кадри Гюрсель, приводя данные недавних опросов турецкого общества и анализируя сирийский вопрос. В соответствии с опросами, которые он приводит, 59,7% населения Турции считают, что нынешняя внешняя политика страны негативно сказывается на экономике. Позитивно оценивают её влияние лишь 22,8%.
Кроме того, доля тех, кто поддерживает членство в Евросоюзе, составляющая в сентябре 52%, в октябре выросла до 57%.
С другой стороны, довольно большая часть общества считает, что Турция может удовлетворить свои потребности в области безопасности и за пределами НАТО, такое мнение выразили 67% опрошенных. Поддерживающих заявление, что Турция должна вступить в политический, экономический и безопасный альянс с Россией, оказалось 71,5%. Однако, только 16,5% считают, что «Россия относится к Турции с дружелюбием».
«Путаница, выявленная в опросе 1 тыс. 537 человек в 12 провинциях в период с 1 по 13 ноября, выглядит следующим образом. Мы уже привыкли говорить, что "тенденция отхода от Запада" это и есть то, что мы называем "внешняя политика". С одной стороны, люди, думающие, что это как раз плохо влияет на экономику, с другой, одобряющие отход от НАТО и вступление в многоаспектный союз с Россией», - пишет автор. Однако, по его словам, несостыковки здесь не заканчиваются: значительная часть тех, кто говорит «да» всеобъемлющему союзу с Россией, всё чаще обращаются и к членству в ЕС. В то время как, по сути, выбор и России, и ЕС невозможен, так как это совершенно противоположные и исключающие друг друга союзы, считает колумнист.
Существуют, по мнению Гюрселя, два основных фактора, поддерживающие любые альянсы, стратегические или нет, - общие интересы и общие ценности.
Позиция России, по словам автора, по отношению к Турции в сирийском вопросе ведёт к тому, что Москва пытается укрепить своё присутствие в регионе и предоставить Турции возможность сыграть свою роль в Сирии, при условии, что она останется в прежних границах. Но таким образом Россия пытается отдалить Турцию от Запада, и вместе с тем это не означает, что она хочет сделать её своим партнёром, добавляет журналист.
Гюрсель также считает, что озабоченность Турции по поводу Африна не будет учитываться Россией, потому что Россия не хочет, чтобы США установили курдскую монополию в Сирии, особенно когда Вашингтон заявлял о своём намерении остаться в этой стране в течение многих лет.
«Если мы удалимся от Сирии и посмотрим на отношения в евразийском масштабе, официальная идеология России - поддерживаемый церковью православный русский национализм, а Турции - суннитский политический ислам. Эти две ценности сталкиваются, и их сторонники не могут, даже если видят Запад как общего врага, действовать сообща. Альянс безопасности между Турцией и Россией - это фантазия», - заключает автор.