Как религия влияет на чиновников Турции

| Мустафа Акйол

За небольшое время политическая жизнь Турции кардинально изменилась во многих аспектах. Главным образом это можно наблюдать по тому как светская элита была заменена религиозными консерваторами.

Об этом пишет для New York Times турецкий писатель Мустафа Акйол, утверждая, что за последние 15 лет Турция пережила колоссальную политическую революцию. «Традиционная светская элита, которая идентифицируется с основателем нации Мустафой Кемалем Ататюрком, была заменена религиозными консерваторами, которые до недавнего времени были в значительной степени бессильны и маргинализированы. В настоящее время религиозные консерваторы доминируют практически во всех государственных учреждениях, а также в средствах массовой информации и даже в значительной части делового сектора. Короче говоря, они стали новой правящей элитой», - считает автор.

Религиозные консерваторы, коррумпированные властью, по словам писателя, всем знакомая история, однако власть развращает легче, когда у вас нет ни принципов, ни целостности, и это влечёт за собой разрыв веры с моралью.

Акйол считает, что в Турции всё чаще появляются дискуссии о том, какой должна быть политика - религиозной или нет - поскольку считается, что нравственность невозможна без участия религии. «Но действительно ли религия даёт людям мораль? Или разрыв между моралью и моралистами - разрыв, очевидный в Турции сегодня и во многих других обществах по всему миру, - показывает уродливое лицемерие за всей религией?», - задаётся вопросами автор.

Сам писатель замечает, что нет однозначных ответов. Религия может работать по-разному, анализирует Акйол, она может быть источником самообразования, или она может стать источником самовосхваления, а самообразование может сделать людей более нравственными, самовосхваление же - значительно менее нравственными.

Невозможно, по его мнению, отделить религию от государства, но добросовестные верующие каждой конфессии должны противостоять побуждениям, превращающим её в политику высокомерия, фанатизма, ненависти и жадности. «В противном случае всё больше и больше зла будет сделано во имя их веры», - заключает автор.