Военная хунта 1980-х и ее реальные преступления

| Орхан Дженгиз

Абсолютная власть всегда создает иллюзию,  что пребывание у власти будет длиться вечно.

Кенан Эврен, ранее самый влиятельный человек в Турции и лидер военной хунты, чье имя было дано тысячам школ, дорог и улиц по всей стране, вероятно, никогда не думал, что предстанет перед турецким судом в качестве подозреваемого.

Первое, что сделала военная хунта сразу после военного переворота, это издала несколько законов, дающих абсолютный иммунитет самой себе на все виды преступений, которые они совершили во время и после военного переворота 1980-го.

В 2010 году все эти привилегии были отменены референдумом конституции, и теперь лидеры переворота 1980-го предстанут перед судом. Первое слушание состоялось 4-го апреля в Анкаре. Обвиняемые не присутствовали на слушании. Сегодня второй день слушаний, скорее всего они будут давать показания с помощью оборудования для видеоконференций. Фактически по этому делу есть двое подозреваемых: Кенан Эврен, лидер военной хунты, и Тахсин Шахинкая, член той же хунты. В настоящее время им обоим уже под 90 лет.

Взгляд на показания Эврена практически равен взгляду иракцев на Саддама, предоставивших ему счет за его преступления

Хотя существует огромная разница: Турция проделала весь этот путь, послуживший реальным переходом к демократии, которая не стала результатом иностранного вторжения или вмешательства. Этот случай является первым в своем роде. Не считая дело по Эргенекону, начатое в 2007 году, когда были осуждены планировщики попытки военного переворота. Но этот случай другой, потому что судить будут военную хунту, которая произвела фактический военный переворот 12 сентября 1980 года.

В этом смысле Турция в данный момент преодолевает другой психологический барьер.

Это была очевидная сторона того, о чем я пытаюсь рассказать. Но есть еще несколько серых областей. Члены военного переворота будут осуждены за свержение конституционного строя, но не за другие их, насколько мне известно, более серьезные преступления. Военный переворот всегда влечет за собой очень серьезное нарушение прав человека. Но в этом отношении 1980-й был за гранью воображения. Просто вспомните что 650 тыс. людей были задержаны и почти всех их пытали во время содержания под стражей в ужасных условиях. Документально подтверждено, что 172 человека умерли во время пыток.

Эти и другие очевидные преступления, совершенные хунтой, определенно являются "преступлениями против человечности". В нашем Уголовном Кодексе не было этого вида преступлений до 2004 года, когда преступления против человечности были добавлены в Уголовный Кодекс Турции (УКТ). Статья 77 гласит:

«Любое из следующих действий, совершенное по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, систематически, в соответствии с планом, против части общества является преступлением против человечности:

а) преднамеренное убийство

б) умышленное причинение вреда

в) пыток, пытки, или порабощения

г) лишение человека свободы (...)

(4) Данные преступления не имеют срока давности»

В случае с Иваном Демьянюком, осужденным за военные преступления в годы Второй мировой войны, мировая общественность дала понять, что когда речь идет о военных преступлениях и преступлениях против человечности, ретроактивное действие правовых положений не вызывает никаких нареканий. Так что совершенно очевидно, что некоторые преступления, совершенные военной хунтой подпадают под статью 77 УКТ, и в этом случае нет никаких проблем для применения данного положения.

Вместо того, чтобы выдвинуть обвинение относительно нарушения этих правовых норм, прокуратура выдвинула обвинения, никак не связанные с нарушением прав человека.

Организация военного переворота сама по себе является серьезным нападением на демократию и тем самым становится массовым нарушением прав человека для всех, кто живет в этой стране. Но этих членов хунты так же совершили некоторые другие весьма специфические преступления, за которые они не будут осуждены в этом деле. Я думаю, что это серьезный недостаток данного процесса.

Я очень надеюсь, что это дело приведет к другому суду, в котором военная хунта ответит за те массовые нарушения прав человека, которые произошли, когда они свергли правительство.

rusyada şirket kurmak