Турция и США, пережившие кризис в отношениях из-за покупки Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400 в 2019 году, начали сближаться.
Так считает бывший министр иностранных дел страны Яшар Якыш.
Растущее осознание положительной роли, которую Турция может сыграть в украинском кризисе, изменило отношение Вашингтона к Анкаре, написал Якыш в воскресной колонке в Arab News.
По словам политика, первым конкретным результатом изменения позиции США является предполагаемая продажа Турции истребителей F-16, что вселяет надежду на позитивный курс в отношениях в будущем.
Турция подала заявку Lockheed Martin Corp на покупку 40 новейших F-16 и почти 80 комплектов для модернизации своих существующих боевых самолетов. В письме Конгрессу от 17 марта Госдепартамент заявил, что возможная продажа самолетов отвечает интересам Соединенных Штатов и долгосрочного единства НАТО.
«Турецко-американский переговоры по F-16 выглядят как прорыв в отношениях между этими двумя союзниками по НАТО, но тем не менее этого недостаточно», — полагает турецкий дипломат.
Украинский кризис изменил несколько парадигм международных отношений. Среди них турецко-американские отношения. После избрания Джо Байдена на пост президента США произошло заметное ухудшение связей между этими двумя союзниками по НАТО.
Конгрессмен Фрэнк Паллоне, председатель комитета Палаты представителей по энергетике и торговле, 4 февраля направил письмо в Госдепартамент с призывом к администрации Байдена не поставлять Турции истребители F-16 и комплекты для модернизации из-за нарушений ею прав человека и развертывания ПВО С-400 российского производства.
Несмотря на прохладные отношения между Байденом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, Госдепартамент ответил, что потенциальная продажа F-16 Турции пойдет на пользу как интересам США, так и безопасности НАТО, особенно после украинского кризиса.
Изменение позиции Соединенных Штатах стало возможным благодаря растущему осознанию положительной роли, которую Турция может сыграть в украинском кризисе. У Анкары хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной, и она использовала это положение для проведения двух важных встреч с Москвой и Киевом в Анталье и Стамбуле. Евроатлантическое сообщество внезапно осознало реальность того, что Турция может сыграть важную роль в сближении двух враждующих сторон и способствовать установлению мира в регионе. Эта реальность смягчила жесткую позицию, которую ЕС и тем более НАТО проявляли в отношении Анкары в последние годы. Таким образом, первым конкретным результатом этого является возможная продажа Турции истребителей F-16.
Когда Турция закупила у России систему ПВО С-400, администрация США и Конгресс отреагировали резко, введя санкции против Анкары посредством Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций. Кроме того, Вашингтон исключил Турцию из проекта по производству истребителя пятого поколения F-35, который считается основным компонентом противовоздушной обороны НАТО на ближайшие 50 лет. Около 900 комплектующих этого самолета производились на турецких заводах.
Анкара сделала все, чтобы убедить США, что эти санкции обязательно ослабят обороноспособность Турции, что напрямую повлияет на обороноспособность НАТО. Все разумные объяснения турецких военных властей остались без внимания американской стороны.
Украинский кризис помог изменить позицию США относительно продажи F-16, но не в случае с F-35. По вопросу о системе ПВО С-400 российского производства представители Соединённых Штатов неофициально предложили Турции передать эту систему Украине. Анкара отклонила это предложение, поскольку в разгар сирийского кризиса некоторые союзники по НАТО вывели ракетные батареи Patriot из страны в тот момент, когда она остро в них нуждалась. Анкара хочет использовать С-400 в случае необходимости и не желает снова подвергаться атакам без надлежащей защиты.
Несмотря на застывшие позиции по двум темам — Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций и системе ПВО С-400 — сейчас наблюдается робкое потепление в отношениях, в частности, относительно закупки истребителей F-16.
Еще одним важным вопросом является влияние американо-российских отношений на политику Турции в Сирии. Неясно, как будет развиваться новый политический ландшафт между США и Россией в Сирии. Сотрудничество, которое Вашингтон и Москва поддерживали в Сирии, теперь приостановлено. Хотя Кремль так глубоко увяз в украинской трясине, что нельзя ожидать, что он будет играть столь же эффективную роль в Сирии.
Если баланс сил между Соединенными Штатами и Россией в Сирии сместится в сторону США, этот новый баланс повлияет на Турцию двояко. Одним из нюансов станет ослабление российской поддержки режима Башара Асада, и Анкара будет этому рада. Однако эта поддержка, вероятно, останется на уровне, позволяющем сирийскому режиму плавать, но не тонуть. Москва будет держать Турцию на расстоянии вытянутой руки и избегать излишнего противостояния с ней.
Вторым эффектом изменения баланса сил станет продолжение политики США относительно поддержки курдов. Независимо от того состоится ли сделка по F-16 Вашингтон, вероятно, так или иначе продолжит поддерживать курдов.
Турецко-американские переговоры по F-16 выглядят прорывом в отношениях этих двух союзников по НАТО, но одна ласточка весны не делает.