«Достигла ли военная операция Турции в Сирии своих первых целей?»

| Яшар Якыш

Достигла ли военная операция Турции на северо-востоке Сирии своих целей?

Турецкие власти объявили об операции «Источник мира» 9 октября и проникли на 30 км на территорию Сирии. Военные захватили контроль над автомагистралью М-4, которая проходит параллельно границе. Это позволяет турецкой армии прервать поставки оружия и личного состава возглавляемым курдами подразделениям Отрядов народной самообороны (YPG).

То, что пишут международные СМИ, немного отличается, но мы должны признать, что первая жертва в войне — это правда. Как обычно, турецкие и международные СМИ смотрят на эту военную операцию со своих позиций. Абсолютная истина должна быть где-то посередине.

До сих пор мы знаем, что турецкая армия проникла на сирийскую территорию в четырёх различных точках, в восточных и западных пригородах двух сирийских городов: Тель-Абьяд и Рас-эль-Айн.

На одном этапе появились заявления о том, что турецкая армия собирается окружить эти два города в форме полумесяца, оставив южные стороны кругов открытыми, чтобы те, кто хотел убежать, могли это сделать, тем самым облегчая потери среди гражданского населения, когда придёт время для борьбы. Либо эта оценка была ошибочной, либо Турция изменила свою стратегию и решила завершить окружение и постепенно ужесточить круг. Обе эти стратегии имеют свои достоинства.

Власти США распространили новость о том, что, если Демократические силы Сирии (SDF) — состоящие из YPG и её союзников — будут ослаблены атаками турецкой армии, они не смогут удержать террористов ИГИЛ (запрещена в РФ) в своих тюрьмах. Этот вопрос выделяется как один из основных вопросов жарких дебатов. Турецкие СМИ опубликовали кадры пустых мест заключения в захваченном городе Айн-Исса. Власти США заявили, что эти тюрьмы были освобождены поддерживаемой Турцией сирийской национальной армией, чтобы возложить вину на курдов.

Соединённые Штаты уже эвакуировали двух главных заключённых в безопасное место под американским контролем, а именно Александу Котей и Аль-Шафи аль-Шейх, которые несут ответственность за смерть нескольких гражданских лиц, включая британских сотрудников по оказанию помощи Алана Хеннинга и Дэвида Хейнса, а также американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа.

Претензии варьируются в зависимости от точного числа террористов ИГИЛ, находящихся под стражей. Штаты говорят, что их число составляет 19 тыс. Турецкие власти приводят разные цифры. По их данным, число причастных к насильственным действиям составляет около 1 тыс. 500 человек.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Мы продолжим держать в тюрьмах тех, кто должен там содержаться. Те, чьё гражданство установлено, должны быть репатриированы в свою страну. Мы постараемся интегрировать женщин и детей в те общества, к которым они принадлежат».

Несмотря на искренние усилия Эрдогана найти разумное решение этой проблемы, его заявление напугало многих во всём мире, которые считают, что террористы ИГИЛ не могут быть легко интегрированы в общество, поскольку джихадисты искренне верят, что они сделали только то, что Бог хотел, чтобы они сделали.

Ещё одним итогом, который может существенно повлиять на ход событий в Сирии, является призыв SDF к сирийскому правительству взять под контроль города Манбидж и Кобани.

О возможности такого исхода шептались с первых дней операции «Источник мира». Однако письмо, направленное несколько недель назад сирийским правительством генеральному секретарю ООН, поставило под сомнение целесообразность сотрудничества между сирийским правительством и YPG, поскольку в письме говорилось о YPG как террористах, используемых в качестве инструмента Соединёнными Штатами.

В то время была прекрасная возможность для сотрудничества между Турцией и Сирией в борьбе с YPG (или SDF), которую они оба считали врагом. Существует основа для сотрудничества между этими двумя странами: Аданское соглашение 1998 года. Россия и Иран предложили Турции использовать эти рамки для сотрудничества, но Турция осталась глуха к этой идее.

Теперь эта возможность, похоже, упущена. Туман над этой новостью ещё не совсем рассеялся. Если это окажется правдой, то в сирийском кризисе могут произойти серьёзные изменения в ущерб Турции.

Ahval