Сбитый Турцией российский самолет и реакция Москвы на этот инцидент привели российско-турецкие отношения во вредное для интересов обеих стран состояние кризиса. Одна из сторон должна была проявить инициативу и сделать шаг к изменению сложившейся ситуации.
Это было более уместно сделать Турции. Наконец руководство страны решило, что, когда речь заходит о национальных интересах, эмоции и сантименты нужно отодвинуть в сторону.
Турция не могла выступить с такой инициативой, когда премьер-министром был Ахмет Давутоглу, потому что внешнеполитический курс в значительной мере определялся им как экс-главой МИДа. Изменить направление внешней политики, архитектором которой ты являешься, непросто, поэтому замена Давутоглу Бинали Йылдырымом предоставила Анкаре удачный шанс приспособить свою внешнюю политику к новым реалиям, и Анкара его не упустила.
То, что Турция одновременно объявила о перемирии с Россией и Израилем, — совпадение. Все-таки переговоры с Тель-Авивом шли в течение трех лет, хотя, конечно, за обоими решениями стоит стремление Турции выйти из изоляции. Некий общий вектор был задан новым турецким премьер-министром, заявившим, что стране нужно увеличивать количество друзей и сокращать количество врагов.
По сирийскому вопросу позиции Москвы и Анкары до сих пор сильно различаются, однако у наших стран есть общие интересы на территории этой страны. Один из них — борьба с ИГИЛ (террористическая организация запрещена в России). После жуткого теракта в Стамбуле, Турции и России будет проще сотрудничать на этом поле с учетом того, что один из смертников — выходец из Чечни.
По поводу будущего Сирии все сложнее. Турция по-прежнему настаивает на том, что уход Башара Асада — это предварительное условие политического урегулирования. Но в последнее время международное сообщество сделало несколько шагов назад: теперь преобладает мнение, что Башар Асад может остаться у власти на время переходного периода. Этот подход вполне соответствует российскому: Москва утверждает, что народ Сирии вправе самостоятельно определять свою судьбу. Турции не стоит настаивать на том, что Асад непременно должен уйти. Ничего страшного, если по сирийскому вопросу между Россией и Турцией будут разногласия, в международных отношениях это вполне нормально. Самое главное, что был заложен новый фундамент для взаимного общения и переговоров.
автор бывший министр иностранных дел, эксперт клуба «Валдай» Источник: Lenta.ru