16 января были сняты санкции, введенные в отношении Ирана из-за его ядерной программы. Иран и страны группы 5+1 стоит поздравить с этим достижением.
Страны группы 5+1 стоит поздравить потому, что они проявили здравый смысл, приняв верное решение. Они верно оценили, что страну такого размера, как Иран, нелегко будет удержать от развития собственной ядерной программы путем наложения санкций на неопределенный срок. Иран в значительной мере оказался устойчивым перед санкциями. И их сохранение могло привести к продолжению ядерной программы.
Иран стоит поздравить за его прагматическую позицию. Он уже получил ядерную технологию. Приостановка программы не лишает его обладания ноу-хау. Он освободил своих людей от негативных последствий санкций, согласившись остановить программу по обогащению урана.
Иран возвращается к международному сообществу в более выгодном положении, так как присоединился к ядерному клубу и продемонстрировал искусную дипломатию в ходе переговоров. Заслуги этих достижений принадлежат президенту Ирана Хассану Рухани и министру иностранных дел Джаваду Зарифу, также не стоит забывать Высшего руководителя Али Хаменеи, принимающего все важные решения.
Возвращение Ирана на международный рынок совпадает с приобретением им сильной позиции на Ближнем Востоке. Он имеет сильное влияние в Ираке. Он, наряду с Россией, является крупным игроком в сирийском кризисе. Его влияние ощущается, хотя и в ограниченной степени, в Йемене. Санкции вынудили иранские власти диверсифицировать свою экономику и сделать ее менее зависимой от нефти. Низкие цены на нефть побудили власти расширить сферу объектов налогообложения. Такие меры приблизят иранскую экономику к вершинам международных стандартов, если они сохранятся после того, как цены на нефть снова вырастут.
Десятки миллиардов долларов высвобождаемых средств станут чрезвычайно ценным непредвиденным доходом для иранской экономики. Иран получит возможность разрабатывать новые запасы нефти, что поможет ему на нефтяном рынке. Однако если Иран «перегнет палку» в эпоху пост-санкций, он может столкнуться с трудностями, так как некоторые страны будут следить за каждым его неверным шагом. Одной из них, безусловно, является Саудовская Аравия.
После отмены санкций перед страной откроется крупнейшее в ее новейшей истории окно деловых возможностей. Американские и европейские компании активизировались, когда ядерные переговоры еще только начинались. В настоящее время они буквально кишат в Иране. Еще одной страной, которая попытается увеличить свое присутствие в регионе, воспользовавшись отменой санкций, станет Китай. Во-первых, потому что в рядах оппозиционных фракций салафитов в Сирии есть члены китайских мусульманских общин. Во-вторых, Китай нуждается в диверсификации источников поставок нефти, а Иран может стать надежным источником. В-третьих, на Ближнем Востоке заметно отсутствие экономического гиганта, такого как Китай. Китай может войти на иранский рынок для начала в качестве инвестора и торгового партнера. А позднее превратиться в мягкую силу в регионе.
Сейчас турецко-иранские отношения не в лучшем состоянии, но если Турция будет достаточно искусна в дипломатии, ей удастся свести к минимуму негативные последствия текущих расхождений в турецко-иранской политике. Не стоит надеяться, что при нынешних обстоятельствах Иран согласится отдать основные контракты турецким компаниям в качестве главных подрядчиков. Но даже если основные контракты получат западные компании, они могут привлечь турецкие фирмы в качестве субподрядчиков, так как Турция имеет конкурентное преимущество для предоставления многих потребительских товаров. Кроме того, турецкие строительные компании являются весьма конкурентоспособными на международном строительном рынке. Какой бы стране ни достались основные строительные контракты от Ирана, турецкие компании могут помочь им в качестве субподрядчиков.
Турция может использовать сложившуюся атмосферу освобождения для доведения турецко-иранских отношений до высшей точки, в которой они находились несколько лет назад. Для ее достижения необходимы будут тяжелая работа и тщательно продуманная дипломатия.