В деревне Назаркой в районе Кемальпаша провинции Измир 39-летний Угур Караташ, мастер в третьем поколении, уже 28 лет изготавливает стеклянные бусины от сглаза.
Этому мастерству он научился у своего деда и отца в возрасте 11 лет.
«Я люблю свою работу. Мы работаем при температуре 1 тыс. 200 градусов. Только преданные своему делу мастера могут выдержать такие условия труда и продолжить ремесло, находящееся на грани вымирания», - говорит Караташ.
Более 80 лет звук железных инструментов разносится эхом по Назаркою, району, известному производством стеклянных бусин от сглаза. Ранее известный как Курудере, район был переименован в Назаркой в 2007 году из-за давней традиции изготовления бусин. В этом районе расположено множество мастерских и магазинов.
Караташ, родившийся и выросший в Назаркое, продолжает семейное наследие как мастер в третьем поколении.
«Мой отец, дед, зять, дядя и старший брат — все занимались этим ремеслом. В детстве во время игр мы воображали, что делаем бусины. Когда мой отец, дедушка и братья работали, мы собирались вокруг печи. Раньше бусины делали из переработанного бутылочного стекла. Мы мыли бутылки. Я начал заниматься этим мастерством в 11 лет, делая «сарач», круглые бусины без глаз. Мой покойный зять научил меня, как добавлять глаз, а мой дядя показал мне, как придавать бусинам формы. Каждый старейшина, каждый мастер научил меня своей технике», — объяснил он.
Он также рассказал, что три брата египтянина привезли это ремесло в деревню, которая тогда называлась Курудере, в 1942 году и обучили ему местных мастеров, включая его деда.
«В период с 1942 по 2005 год в нашей деревне было 18 мастерских, и это ремесло было основным источником заработка жителей деревни. Однако искусственные бусины из пластика или акрила, импортируемые из-за границы, нанесли значительные финансовые убытки ремесленникам. Многие мастера прекратили работу, потому что не могли зарабатывать на жизнь. Хотя название деревни было изменено в 2007 году для повышения осведомленности и обучения новых ремесленников, это не предотвратило упадок. Сегодня здесь работают только три мастерские. Обычно у одной печи могут работать пять человек, но сейчас нас всего трое», — сказал он.
Мастер, унаследовавший ремесло от своего деда и отца, подчеркнул важность передачи знаний будущим поколениям.
«Я надеюсь, что найдутся те, кто захочет научиться этому ремеслу и продолжить его. Это исчезающее традиционное ремесло должно дойти до следующих поколений. Около 80%–90% мужчин в деревне умеют делать бусины. Некоторые молодые люди с энтузиазмом говорят, что хотят этому научиться. Мы научили их как держать утюг, формовать форму и создавать узоры. Я лично обучил шесть учеников. Один из сыновей моего друга в настоящее время обучается у меня техническим аспектам этого ремесла», — добавил он.
Караташ отметил, что традиционные стеклянные бусины от сглаза включены в список охраняемых ремесел Министерства культуры и туризма, а также добавлены в предварительный список наследия ЮНЕСКО.
«Бусины от сглаза имеют большое значение в Турции. Но нет молодых людей, которые могли бы продолжить это исчезающее ремесло. Хотя мы зарабатываем этим на жизнь, те, кто думает об этом, часто рассматривают это исключительно с экономической точки зрения. Импортируемые из-за границы поддельные бусины нанесли глубокий вред нашей торговле. Молодое поколение не хочет заниматься этой профессией. Многие мастера теперь работают на фабриках. Если молодое поколение увидит экономическую ценность в этом ремесле, они могут выбрать его в качестве профессии. Я делаю эту работу с любовью. Без любви нельзя сохранить ремесло, которое исчезает. У импортных бусин есть белые внутренние отверстия, в то время как у наших есть ржавчина, оставшаяся от железных прутьев, используемых в производстве. Глазки на наших бусинах также имеют небольшие пузырьки, показывающие, что они сделаны вручную. Мы хотим, чтобы люди выбирали настоящие бусины ручной работы», — сказал он, подчеркивая важность повышения осведомленности о традиционных стеклянных бусах от сглаза.