Объявление о досрочных парламентских и президентских выборах в Турции заставило правительство паниковать, особенно когда речь заходит об экономике.
Многие предположили, как отмечает в своей статье для Ahval Зюльфикар Доган, что одна из причин назначения президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом досрочных выборов связана с углублением финансовых проблем, в том числе с ростом дефицита текущего счёта, быстрой девальвацией лиры и ростом инфляции.
В попытке сохранить капитал до выборов и вернуть иностранные активы в страну правительство возобновило закон о репатриации в пятый раз, напоминает автор. Поскольку администрация не может создать новую модель, подчёркивает аналитик, государственный банк Ziraat выступает в качестве кассового аппарата правительства.
«В начале апреля Ziraat Bank предоставил синдицированный кредит в размере 1,4 млрд долларов США из 44 банков в 21 стране и предоставил 700 млн долларов США в качестве 10-летнего займа проправительственному турецкому конгломерату Demirören Group. Затем Demirören Group использовал эти деньги для покупки Doğan Media Group, которая является крупнейшей медиагруппой в стране», - пишет он.
Кроме того, ранее на этой неделе, на встрече с Ассоциацией банков Турции (TBB), премьер-министр Бинали Йылдырым поручил Ziraat Bank оказать помощь правительству на выборах, предоставив кредиты на низкий процент по ипотечным кредитам.
Доган обращает внимание, что основная функция Ziraat Bank по финансированию фермеров, производителей, животноводства и сельского хозяйства была преобразована в сифонирование денег для медиабоссов и правительственных протеже.
Ziraat Bank начнёт предоставлять жилищные кредиты по ставке 1% в месяц. Это поможет подрядчикам в строительной отрасли, которые находятся на грани банкротства. Эта процентная субсидия будет регистрироваться как потеря долга и выводиться из государственной казны. Казначейство выведет кредит у Ziraat Bank на 15-16%, чтобы покрыть убытки, поясняет эксперт.
Долг Казначейства будет записан в бюджет, а граждане будут платить за дефицит бюджета за счёт повышения налогов и повышения цен на электроэнергию / природный газ / топливо и инфляцию, заключает свою мысль Доган.
Вместе с тем, по словам автора, никто в банковской отрасли не может сказать, что требования правительства неустойчивы для банковского сектора.
Однако один опытный банкир, который не имеет никакого отношения к администрации, был откровенен. «…финансирование недвижимости не осуществляется коммерческими банками… Вы не можете вывести ипотеку у банков, которые зависят от месячного депозита. В мире нет такой модели финансирования жилищного строительства. Если вы это сделаете, тогда банковская система рухнет», - заявил Эрсин Озиндже, председатель совета директоров банка Iş Bank в начале мая.
Заявление Озинта было криком о помощи на международных рынках для турецкого банковского сектора, который подчиняется политическим интересам, подчёркивает Доган.
Ещё одним человеком, отметившим нестабильность банковского сектора Турции стал Мехмет Али Акбен, председатель Агентства по банковскому регулированию и надзору. «У турецких банков нет проблем с поиском средств из-за рубежа. Однако в последнее время срок погашения сократился, а затраты на поиск финансов увеличились», - сказал он. По мнению Догана, это была робкая попытка сказать, что банковская система неустойчива.
«Согласно данным, опубликованным Агентством по регулированию и надзору за банковской деятельностью Турции и TBB, банки списали 41 млрд лир в виде кредитов и имели 78 млрд лир по структурированным кредитам в конце 2017 года. В банковском секторе был 61 млрд лир в неработающей дебиторской задолженности в конце года. Неработающие кредиты увеличились с 55 млрд пять лет назад до 181 млрд лир в конце 2017 года. Соотношение неработающих кредитов к акционерному капиталу также увеличилось с 30% в 2012 году до 50% в 2017 году», - обращает он внимание на статистику.
Он подчёркивает, что невозможно ошибаться, делая вывод о том, что эта ситуация становится всё более сложной, учитывая, что такие гиганты как Ülker, Doğus и Unit Energy также подали заявки на получение кредитов в прошлом месяце.