Турция может столкнуться с финансовым кризисом благодаря тому, что её президент держится и за политику, и за экономику.
Об этом вышла редакционная статья турецкого издания Ahval, в которой говорится, что президент страны Реджеп Тайип Эрдоган попытался стимулировать экономику с помощью ряда мер, включая налоговые льготы, кредитные гарантии и финансовые послабления. «Но рост экономики Турции, который превысил 7% в прошлом году, произошёл за счёт ускорения инфляции и увеличения дефицита текущего счёта, который в настоящее время достиг более 6% валового внутреннего продукта», - указывается в колонке.
Между тем, утверждает издание, турецкие компании, уже подключившиеся к дешёвому финансированию, когда волна капитала прокатилась по развивающимся рынкам после кризиса 2008 года, увидели, что процентные ставки в Турции растут, а инфляция ускоряется - и увеличили свои внешние заимствования, которые в настоящее время превышают 225 млрд долларов, или около 30% ВВП.
По мере того, как турецкая лира падает, она всё больше и больше затрудняет погашение внешнего долга, отмечает Ahval. Турецкие банки уже объявили о скачке в реструктурированном кредитовании. По словам издания, в то же время ожидается, что инфляция вырастет примерно до 15% в этом году с нынешних 10,9%, что уже более чем в три раза превышает средний показатель по развивающимся рынкам.
«Эрдоган, который стремится превзойти Мустафу Кемаля Ататюрка как самого могущественного лидера Турции, введя полную президентскую систему правления на выборах 24 июня, за последнее десятилетие взял на себя экономические, а также политические решения вместо доверенной команды экспертов, которые направляли путь страны к статусу развитой нации», - пишет Ahval.
Следовательно, его мнение о том, что процентные ставки вызывают инфляцию, доминирует в экономической и денежно-кредитной политике, подчёркивается в статье. Предупреждения инвесторов, рейтинговых агентств и Международного валютного фонда (МВФ) о том, что такой подход может привести Турцию к краху, остались без внимания, напоминает издание.
И теперь очень вероятно, что Эрдоган, его министры и податливая пресса будут стремиться снять вину за надвигающуюся финансовую катастрофу с себя и переложить на неопределённых врагов в мире, уже названных в речах Эрдогана «üst akıl», или «власть предержащие».
«Даже если лира вырастет, повышение ставки до выборов кажется маловероятным. Эрдоган будет считать, что такая разумная экономическая политика, означающая полный разворот в его позиции, не соответствует краткосрочной цели - победы 24 июня любой ценой, даже если эта цена включает финансовый кризис», - заключается в статье.