Увеличивающийся корпоративный долг Турции угрожает экономической стабильности страны, и вопрос в том, каким будет регулирование - упорядоченным или быстрым.
Об этом пишет Лаура Питель в Financial Times. После падения курса лиры по отношению к доллару США и роста инфляции некоторые крупнейшие компании страны, в том числе холдинг Doğuş, принадлежащий турецкому миллиардеру Фериту Шахенку, попросили банки реструктурировать их долг, чтобы облегчить погашение, уверяет автор.
Шахенк, некогда владевший одним из крупнейших банков в стране Garanti, пока не продал его с целью финансирования роста остальной части своего бизнеса, стал жертвой экономического управления в рамках правления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, поскольку государственные меры по стимулированию экономической экспансии вызвали падение лиры и рост дефицита счёта текущих операций, считает Питель. Шахенк, как и многие турецкие бизнесмены, переключил своё внимание на строительную отрасль Турции и розничную торговлю, надеясь воспользоваться устойчивым экономическим ростом и потоком дешёвых денег из-за рубежа. Однако дела предпринимателей пошли на спад. Экономисты и аналитики обеспокоены тем, что Doğuş и другие компании могут оказаться «канарейками в угольной шахте для проблем корпоративного долга Турции», подчёркивает она.
Помимо всего прочего, по утверждению автора, возникли опасения, что корпоративный долг поспособствовал принятию президентом решения о проведении досрочных выборов, назначенных на 24 июня.
«По нашим оценкам корпоративный долг составляет примерно 70% от валового внутреннего продукта. Больше половины - в иностранной валюте. Поэтому, когда лира становится слабее, хотя пока мы и не стали свидетелями крупных дефолтов, амортизация поглощает прибыль или искажает балансы», - отметил Уграс Улку из Института международных финансов в Вашингтоне, пишет Питель.
Лира в этом году упала примерно на 7% по отношению к доллару, достигнув рекордного минимума 4.19 две недели назад. Следует отметить, что стоимость турецкой национальной валюты накануне мирового финансового кризиса, разразившегося в 2008 году, фиксировалась на уровне 1,15 за доллар США.
В прошлом году Турция являлась самой быстроразвивающейся экономикой в G20, когда правительство пыталось предпринимать меры по предотвращению спада, вызванного попыткой военного переворота, предпринятой в июле 2016 года.
«Экономика страдает от фундаментальной проблемы, которая не изменилась за последние полвека. Каждое правительство стремится к более высокому росту, но уровень сбережений недостаточно высок, чтобы его поддерживать. Таким образом, экономика опирается на иностранный капитал. Реальность такова, что экономика Турции переходит от одного кризиса к другому - как правило, кризису обменного курса. Это происходило в 1960 году, в конце 1970-х годов, в 1994 году и в 2001 году», - утверждает Бюлент Гультекин, профессор финансов Университета Пенсильвании, который занимал должность главы Центрального банка в 1990-х годах.