Аналитик: Скрытый долг Турции составляет 17,2 млрд долларов

Модель экономического роста Турции, основанная на строительстве, наложила нагрузку на казну и угрожает социальному благосостоянию из-за стоимости кредитных гарантий для строительства автомобильных дорог, мостов, аэропортов и подобной инфраструктуры, сказал экономист и обозреватель Бахадир Озгюр.

Казначейские гарантии по этим проектам показывают, что Турция обязана выплатить строительным компаниям миллиарды долларов в течение следующих 20-25 лет, цитирует Озгюра Ahval.

По его словам, политика правящей Партии справедливости и развития (ПСР) превратила государство в подрядчика строительного сектора, с тех пор как ПСР пришла к власти, было реализовано около 200 млрд долларов проектов с 2002 года.

Модель ПСР, где строительные компании никогда не страдают от кризисов или экономических проблем из-за неограниченного распределения государственных ресурсов у их ног, не является устойчивой, уточнил Озгюр, и расходы на это оставляют на широкую общественность.

Одобренные правительством проекты, гарантированные Казначейством, рассматривались как способ быстрого развития, но с тех пор остальной мир отвернулся от этой модели, добавил аналитик.

Этот подход действительно стимулировал экономический рост, но ценой перевода огромных объёмов ресурсов из государственного сектора в частный. По словам эксперта, ресурсы, выделяемые на строительство, привели к увеличению государственного долга, в результате чего нераскрытый долг составил около 17,2 млрд долларов.

Кроме того, Озгюр утверждает, что большая часть этих секретных финансовых взносов осуществляется в форме займов, которые государство подписало в качестве гаранта.

«Сегодня мы обсуждаем городские больницы. Одной из главных причин краха систем здравоохранения в Великобритании, одной из первых стран, внедривших эту модель, являются именно эти городские больницы», — отметил Озгюр, имея в виду крупные медицинские центры, построенные на окраинах городов по модели частно-государственного партнёрства (ЧГП).

Озгюр процитировал доклад британского Министерства здравоохранения за 2016 год, в котором было установлено, что модель ЧГП привела к чрезвычайно высоким затратам на больницы. В докладе было установлено, что казначейские гарантии увеличили расходы в несколько раз.

По словам Озгюра, ЧГП Турции превратились в символ для правительства ПСР. «Мегапроекты, сумасшедшие проекты приобрели политическое значение. Эти проекты стали способами быстрой передачи больших сумм государственных ресурсов определённым частным структурам», — подчеркнул эксперт.

Казначейские гарантии часто основываются на евро или долларе, что ещё больше увеличивает нагрузку на государственный сектор и налогоплательщиков, сказал Озгюр.

Когда Казначейство подписывает кредиты под проекты в качестве поручителя, информация о том, погасят ли подрядчики их по договорённости, не раскрывается, продолжил он. «Например, компании, которые строили новый аэропорт Стамбула, обратились с просьбой о реструктуризации 6 млрд евро кредитов. 70% этих кредитов принадлежали государственным банкам», — уточнил эксперт.

В прошлогоднем отчёте Счётной палаты говорится, что информация о кредитах для гарантированных Казначейством проектов не была предоставлена государству в полном объёме, добавил Озгюр. Государство не знало, какая часть займов была гарантирована казной, на каких условиях и производились ли платежи. Казначейство утверждало, что такая информация представляет собой «коммерческую тайну», которая не может быть раскрыта.

«Если бы эти мосты и шоссе были построены государством, то средства, выделенные на казначейские гарантии, окупили бы все расходы. Таким образом, это бремя будет продолжаться в течение следующих двух десятилетий», — продолжил Озгюр.

То, что раньше считалось коррупцией, фактически укоренилось в процессе строительства, указал Озгюр, добавив, что сегодня в Турции насчитывается в общей сложности 400 тыс. подрядчиков, большинство из которых начали свой бизнес после прихода к власти ПСР.

«Из государственных ресурсов (ПСР — ред.) кормятся и эти компании, и их кадры, и близкие круги», — считает он.

После того как в 2018 году Турция отказалась от парламентской системы для нынешней исполнительной президентской системы, отношения между режимом и этими мегапроектами стали выражением отношений ПСР со строительным сектором, отметил Озгюр.

«Правительство установило связь между этим видом деятельности и его политическим выживанием, именно поэтому те, кто обсуждает аэропорт или третий мост на Босфоре, называются предателями и врагами государства. <...> Компании, которые берут на себя мегапроекты ПСР, должны убедить только правительство в качестве клиента, чтобы воспользоваться преимуществами публичного рынка, стоящего миллиарды долларов», — подчеркнул эксперт.

В настоящее время, по его словам, существует целый каскад компаний, начиная с тех немногих наверху, чьи имена широко известны, и заканчивая тысячами более мелких компаний, находящихся под ними. Примерно от 25 тыс. до 30 тыс. компаний участвуют в публичных торгах, подсчитал аналитик.

«Это сектор, который кормит тысячи компаний, полностью подчиняясь прихоти правительства», — сказал он.

Компании, участвующие в этих проектах, практически неприкасаемы, поскольку даже во время пандемии коронавируса они не подвергались расследованию за жестокое обращение со своими работниками и пренебрежение мерами по борьбе с пандемией, добавил он.

«Причина такой наглости — это смешанные отношения между строительным сектором и правительством. Они не чувствуют необходимости брать на себя какую-либо ответственность перед обществом», — утверждает Озгюр.

Мегапроекты не увеличивают благосостояние, занятость или приносят какую-либо пользу обществу, считает Озгюр, добавляя, что выделение им налоговых поступлений оставляет бюджет на их милость.

«Это создаёт двойной механизм обнищания, который имеет прямое отношение к строительству. Ресурсы, которые нужно тратить на людей, в конечном итоге отдаются другим. Таким образом, бедность передается следующему поколению», — заключил эксперт.