По данным Турецкого статистического института (TurkStat), в Турции в феврале 2021 года с января официальный уровень безработицы увеличился на 0,7% до 13,4%.
Институт пересмотрел официальный уровень безработицы с 12,2% в январе до 12,7% в феврале, выросший на 0,5 пункта. Узко определённый официальный показатель безработицы, который, как было объявлено, снизился в январе до 3,97 млн, в феврале в результате пересмотра подскочил до 4,23 млн с добавлением 250 тыс. безработных, пишет Duvar.
Несмотря на официальный запрет на увольнение сотрудников в соответствии с постановлением правительства по COVID-19, введённым в действие с апреля 2020 года до середины мая, еще около 250 тыс. человек в стране потеряли работу, указывает издание.
Таким образом, согласно государственной статистике, введённый в апреле запрет на увольнения не предотвратил роста безработицы, говорится в статье. Кроме того, согласно исследованию Конфедерации прогрессивных профсоюзов Турции (DİSK), основанному на данных Государственного института социального обеспечения (SGK), работодатели нашли способы обойти запрет властей, что привело к увольнению не менее 500 рабочих в день.
Даже в рамках ограничений по COVID-19, статья 25/2 Трудового кодекса Турции позволяет работодателям расторгать трудовые контракты в связи с «аморальным поведением» и «несоблюдением норм морали», подпадающими под классификацию как «аморальное, бесчестное или злонамеренное поведение», уточняется в материале. Согласно статье, эти аморальные действия включают сексуальные домогательства, предоставление ложной информации или ложные заявления, оскорбления чести или достоинства, нападения, угрозы, кражи, а также злоупотребление наркотиками и алкоголем.
По данным издания, сотрудники и профсоюзы рабочих открыто призывают правительство предпринять шаги в отношении злоупотребления этой статьей работодателями, использующими ее для обхода запретов на увольнения во время пандемии COVID-19.
В соответствии с официальными данными, полученными DİSK от Коммуникационного центра при президенте (CİMER), в 2020 году данная статья привела к увольнению 176 тыс. 662 рабочих, из которых 34 тыс. 145 уволенных сотрудников были женщинами и 142 тыс. 517 мужчинами. Таким образом, статья использовалась для увольнения в среднем 14 тыс. 722 человека в месяц и 491 в день, пишет Duvar.
Помимо трудностей, связанных с увольнением во время пандемии, работник, уволенный по данной статье, не имеет права на выходное пособие или права на получение пособия по безработице. Более того, если у работника есть дебиторская задолженность от своего работодателя, он или она также теряет права на эти выплаты, отмечает издание.
Ещё одна проблема для прав рабочих в этом случае заключается в том, что уволенный сотрудник должен доказать, что увольнение было незаконным, если он или она обратятся в суд. В соответствии с постановлением работодатель не несёт никаких юридических обязательств, заключается в статье.