Турецкие экспортёры рассматривают план по уменьшению заторов на границе Турции и Болгарии путем поставки транспортных средств в Румынию по морским путям. Об этом сообщают местные СМИ.
В Капыкуле и Хамзабейли, основных воротах турецкого экспорта в Европу, часто наблюдаются длинные очереди в пиковые сезоны поставок, вызванные большими объемами экспорта.
Проблема еще больше усугубляется полной интеграцией Болгарии в Шенгенскую зону и длительными проверками сельскохозяйственной продукции.
В ответ турецкие экспортеры при поддержке властей инициировали операцию «морской маршрут».
Изучение потенциальных маршрутов в Грецию и Италию не принесло ощутимых результатов, в связи с чем экспортеры сосредоточились на румынском порту Констанца. Об этом сообщил Юмит Мирза Чавушоглу, глава Ассоциации экспортеров Западного Средиземноморья (BAİB) в интервью газете Hürriyet.
Согласно предлагаемому плану, часть грузовиков будет загружена на суда в турецком порту Сакарья и доставлена в Констанцу по черноморскому маршруту, откуда они продолжат путь к конечным пунктам назначения на европейских рынках.
«Почти половина наших грузовиков сталкивается с незаконными задержками или прямыми отказами. Дело не только в Болгарии — это часть скрытой блокады Европы», — отметил Чавушоглу, подчеркнув, что эта проблема за последние три года в периоды высокого экспорта переросла в хроническую.
Делегация турецких экспортеров недавно посетила Румынию, добившись многообещающего прогресса в переговорах с портовыми властями в Констанце.
В частности, румынские власти начали создавать лабораторию для проверки фруктов и овощей, что облегчит соблюдение европейских стандартов.
По всей Европе сельскохозяйственные товары подвергаются строгому пограничному досмотру на наличие остатков пестицидов, а несоответствующие партии не допускаются к ввозу. Хотя недавно на пограничном пункте Капыкуле была создана лаборатория для ускорения этого процесса, проблема растущей загруженности так и не была решена.
Если морской маршрут окажется успешным, турецкие экспортеры намерены изначально отправлять 300 грузовиков в день на судах в Румынию, и планируют увеличить это число до 600 на последующих этапах.
«Хотя в настоящее время процесс возглавляет частный сектор, ожидается вмешательство правительства к маю или июню», — сообщил Чавушоглу.
Он также упомянул о возможности использования турецкой северной провинции Зонгулдак в качестве альтернативного пункта посадки.
Однако Чавушоглу выразил обеспокоенность возможными возражениями со стороны Болгарии, которые могут перерасти в эскалацию вопроса с Европейским союзом.
«Единственное, что нас беспокоит, это то, что Болгария может подать жалобу в ЕС, обвинив нас в обходе их границы. Что будет дальше, неизвестно, но мы твердо намерены следовать этому альтернативному маршруту», — заявил он.
Глава Международной ассоциации перевозчиков Шерафеттин Арас поддержал этот план, отметив, что в настоящее время через Капыкуле ежедневно проходит около 1 тыс. 350 грузовиков с экспортом и 1 тыс. 600 с импортом.
Арас указал на несоответствие пограничной инфраструктуры для пропуска такого объема.