Интервью с Фетхуллахом Гюленом (4)

Приводим вашему вниманию четвёртую часть интервью с турецким писателем, исламским общественным деятелем, идеологом и вдохновителем движения «Хизмет» Фетхуллахом Гюленом.

На Конференции послов в Анкаре от дипломатов потребовали донести истину о «движении» до наших иностранных партнеров», таким образом призывая установить пристальное наблюдение за учебными заведениями «движения» за рубежом. Что вы можете сказать по этому поводу?

Я очень расстраиваюсь, узнавая о попытках очернить «движение», новости о которых приходят со всего света, и прошу помощи у Всевышнего. К сожалению, страсть к разрушению зачастую говорит громче голоса совести. Эти организации были построены благодаря помощи жителей Анатолии. Почти все жители Турции видели эти школы. Правые, левые, ультранационалисты, верующие, атеисты... Сторонники ПСР, ПНД (Партии националистического движения), ПМД (Партии мира и демократии), партии «Саадет» и партии Великого Единства... Практически все части общества. Я не слышал, чтобы кто-то вышел и сказал, что эти школы вредны и их надо закрыть. Невозможно привести какие-либо логические или политические причины для противостояния этим школам. Люди, которые открыли эти школы, не ждали какого-либо финансового или духовного поощрения. Они привезли с собой открытость любым культурам, присущую жителям Анатолии, толерантность, наши общие ценности. Отказываться признавать старания наших соотечественников, направившихся во все уголки земного шара для популяризации нашей культуры и нашего языка, есть не что иное, как неблагодарность. Солнце нельзя замазать глиной. Пусть поступают, как им заблагорассудится, это движение состоит из проницательных людей, они все прекрасно видят и понимают. Возможно, поэтому эти люди (ненавидящие нас) пытаются заставить нас оступиться, будучи не в силах остановить наше дело, затушить его свет. Их действия хаотичны. И это нужно понимать. Если Турцию не будет поддерживать добровольное лобби за рубежом, в одиночку ей будет крайне тяжело устоять в условиях глобализации. В наши дни не только Турция, но и любая другая держава не сможет остаться на плаву в одиночку. Турцию должны любить и поддерживать люди во всех уголках планеты. Для мира во всем мире необходимо, чтобы народы знали и понимали друг друга.

Я расстроен и мне не по себе из-за того, что кто-то желает зла этим позитивным начинаниям и подговаривает иностранцев взять их на заметку. Но, несмотря ни на что, мы будем стараться уважительно относится ко всем, как мы всегда поступали ранее и как от нас того требует наша совесть. Мы не скажем никому дурного слова, эта бренная жизнь не стоит того, чтобы кого-либо обижать, поэтому мы будем призывать всех к любви и всегда будем оставаться верными следующим словам Бадиуззамана (Саида Нурси): «Я прощаю всех, кто годами причинял мне страдания, истязал меня, обрекал меня на сложности! За свои восемьдесят с лишним лет я не вкусил каких-либо сладостей жизни. Моя жизнь прошла на поле боя, в зинданах и государственных тюрьмах. Мне месяцами не давали ни с кем общаться. На военных трибуналах со мной обращались как со злодеем. Я простил всех, кто причинял мне зло, ссылал меня из одной глуши в другую, приписывал мне преступления, которых я не совершал, и готовил для меня место в темнице». Да, я, будучи правоверным мусульманином, пообещал поделиться своими чувствами. Я ни на кого не обижаюсь. Я поклялся встретить смерть с улыбкой на лице и ожидать Божью кару и милость с одинаковой радостью.

Тем не менее мои друзья в разных точках мира не должны отчаиваться. Эти старания на благо нашего народа и всего человечества с Божьего дозволения и с Его помощью будут продолжены, этот караван продолжит идти вперед. С Божьей помощью ни клевета, ни ложь не сможет остановить этот караван. Люди с чистым сердцем и совестью смотрят поверх этой лжи и клеветы...

Как я уже говорил чуть ранее, несмотря на некоторые подлые поступки, направленные на то, чтобы сбить нас с пути, мы снова соберем свои разбитые души и будем продолжать любить всех окружающих, пока на свете есть улыбчивые, открытые диалогу люди с живой совестью, способные понять свои ошибки и верящие в будущее, построенное на логике и здравом смысле. Это то, что касается нас. С другой стороны, я нахожу крайне опасной поляризацию турецкого общества. Это подобно игре с огнем. Как члены одной семьи, родители, даже разделяя разные взгляды, могут натравливать себя друг против друга. Мы одна большая семья, корни которой уходят в прошлые века. Мы не можем делать наши мысли и предпочтения причиной ссор. Каждый должен с уважением относится к положению другого. Нельзя ограничивать свободу слова и выражения. Насколько важен голос большинства, настолько же важно и достойно уважения и мнение меньшинства. Если вы противопоставите массы друг другу, произойдет раскол общества. И это не та цена, которую вы хотите заплатить за какие-либо политические дивиденды.

Именно это, к сожалению, случилось во время выступлений в парке Гези. Были демократические требования, начавшиеся с невинных природоохранных идей и переросшие, как сейчас принято говорить, в протестные выступления. К ним можно было отнестись с пониманием. Можно было прислушаться к ним и узнать в чем дело. Но они, к сожалению, были жестоко подавлены. Разве стоила постройка еще одного торгового центра хоть одной капли крови? Человеческой души? Из-за этого давления местное выступление переросло в вопрос государственной безопасности. Когда на сцене показались люди, ожидающие шанса для осуществления своих грязных планов, у нас появились определенные сомнения. Наши друзья по всему свету не переставали молиться. Читали дополнительные намазы. Но даже здесь «движение» объявили одним из зачинщиков беспорядков. Пусть Бог наставит их на прямой путь.

Гюлен

В последнее время определенные круги, очерняющие движение «Хизмет», намекают на связь с внешними силами, употребляя выражение «высший разум».

Это большой грех. Полагаю, еще никогда прежде люди не сталкивались с таким количеством лжи и клеветы. Если эти люди уверены, они должны рассказать об этом обществу, если нет — они клевещут на верующих. Очернение достигло точки, выходящей за любые рамки, каждый день мы сталкиваемся с новой ложью и клеветой. Жажда достижения высокого положения делает сердца черствыми, и тогда люди не могут прочувствовать ничего нового. Люди начинают пренебрегать духовными ценностями, недооценивать их, даже насмехаться над ними. Когда черствеет сердце, люди из-за жажды достижения высокого положения сильно привязываются к бренному миру, полагая, что все состоит только из него. Тогда они начинают говорить всё, что у них на языке, не боясь погрязнуть в грехе. Коран советует не быть жестокосердными, а наоборот, быть обладателями мягких сердец, ранимого духа. Когда черствость сердца пленит душу, человек прибегает ко всем возможным законным и незаконным путям для достижения мирской цели. К сожалению, одной из причин того, что наши дни переполнены болью, является черствость сердец.

Если у движения «Хизмет» непременно хотят выискать «высший разум», скажу, что он заключается в полагании на Всевышнего Творца, братской милости и защите. Это движение, которое никогда не опиралось на какую-либо бренную силу, получило развитие по Его милости и до тех пор, пока Он будет защищать его, никто не сможет нам навредить. Верующий — человек осторожный. Он не станет сплетничать о своих братьях, основываясь на недостоверных фактах, не будет думать о них плохо, не будет распространять клевету. К сожалению, в словаре тех, кто по любому поводу кричит только о мирском, нет веры в загробный мир. Это может привести людей к ложным верованиям. Было сказано много лживых слов о религии, которые поставят людей, проронивших их, в затруднительное положение. СМИ способствовали масштабному распространению этих высказываний. Эти слова противоречат вере и нравственности, однако, к сожалению, молчат даже те, кто должен говорить. Мы можем спасти наши души от смуты, созданной в нашей среде, посредством ежедневного обновления наших чувств и мыслей. Если сухой теоретический Ислам станет образом жизни, тогда сердца будут окутаны черствостью, тогда человек, позабыв о своих обязанностях, начнет постоянно очернять верующих. Без сомнения, однажды вся эта мутная вода станет прозрачной. Люди этой страны снова увидят лица друг друга. Людям, встающим на намаз в направлении одной киблы, не следует расходовать слова, за которые им в будущем будет стыдно.

Что вы думаете о процессе примирения (курдский вопрос – ред.), и много ли было сделано в этом направлении?

Правоверный мусульманин должен быть за мир, я много раз об этом говорил. Он должен поступать так, чтобы мир был возможен. В этом регионе есть накопившиеся проблемы. Их всегда пытались решить силой оружия. Из-за этого проблемы только росли. Сейчас наблюдается процесс примирения и спокойствия. Его нельзя нарушать. Это отличная возможность для обеих сторон забыть свои обиды и понять свои ошибки.

Государство в первую очередь должно быть справедливо по отношению к своим гражданам. Базовые права и свободы не должны использоваться в качестве платы за другие ценности.

Когда процесс примирения еще не начался, я уже высказывался по поводу моей точки зрения на обучение на родном языке. Но эти шаги до сих пор не предприняты, мы до сих пор топчемся на одном месте. Нужно как можно скорее подготовить учителей, которые смогут преподавать на курдском языке. Сам народ не сможет этого сделать. Государство должно пойти на этот шаг. Совершая его, оно ни в коем случае не должно показать словом или поведением, что оно делает кому-то одолжение. Этот регион на протяжении всей истории был колыбелью культур и был домом для многих выдающихся личностей. Признавая за своими курдскими гражданами эти права и свободы, Турция должна протянуть руку помощи и курдам, живущим во всех других уголках страны, должна снова усилить культурные и исторические связи с этими людьми, сделать эти узы неразрывными.

У нас есть три главные проблемы, ещё сто лет назад названные Бадиуззаманом Саидом Нурси: невежество, нищета и рознь. Совершенно очевидно, что они порождают безнадежность, хитрость, ложь и взаимное недоверие. Бороться со всем этим нужно на основе одной платформы. Смотря на все горделиво сверху вниз, этих проблем не решить. Если примирение и наступит, то лишь когда примирятся все мыслящие по-разному люди. Никого нельзя выводить за эти рамки. Нужно прийти к общему знаменателю со всеми политическими и неполитическими силами. Нужно признать за жителями региона право самостоятельно решать свои проблемы. Я опасаюсь, что если мы опоздаем с решением, процесс примирения может быть остановлен. Главный принцип — лишь бы не было войны. Даже эта позиция содержит в себе долю прагматизма. Остальное можно запланировать. Этот регион нуждается в создании атмосферы мира, счастья и благоденствия, где подобно одной семье будут жить турки и курды, сунниты и алевиты, арабы и ассирийцы.