Турецкий исламский ученый Фетхуллах Гюлен заявил, что Турция, которая не так давно вызывала белую зависть у большинства мусульманских стран своим намерением стать членом ЕС и преданностью демократическим принципам, в настоящее время обратила все свои достижения вспять. При режиме правления Партии справедливости и развития (ПСР) в стране подавляются независимые средства массовой информации, гражданское общество, судебная система и свободное предпринимательство.
В статье, опубликованной в New York Times 3 февраля, Гюлен высказал предположение, что победив по итогам голосования, турецкие лидеры, находящиеся у руля государства, по всей видимости, стали претендовать на абсолютную власть.
«Но победа на выборах не дает им права игнорировать Конституцию или вести борьбу с инакомыслием, особенно когда их победы строятся на клановом капитализме и подавлении СМИ. На сегодняшний день лидеры ПСР называют любую попытку демократической критики нападением на государство. Называя критиков своими врагами — или, еще хуже, предателями — они ведут страну к тоталитаризму», — заключил Гюлен.
Говоря о давлении на СМИ и об операциях против них, учёный отметил, что задержание представителей независимых СМИ и предъявление им обвинений «стало возможным благодаря последним изменениям в законах и судебной системе». «Подобное притеснение говорит о том, что любой, кто стоит на пути правящей партии, может стать объектом клеветы, санкций и даже сфабрикованных обвинений», — отметил Гюлен.
Подчеркивая основные принципы функционирования демократии, Гюлен добавил, что ни один политический или религиозный лидер не имеет полномочий попирать эти законы. Исламский общественный деятель также выразил свое разочарование другими религиозными учеными, которые предоставляют богословское обоснование угнетениям и коррупции правящей партии. Гюлен также раскритиковал тех, кто молчит и не оказывает никакого сопротивления беспределу со стороны ПСР. «Это религиозный и гражданский долг всех верующих — выступать против угнетения демократических прав», — сказал он.
Гюлен упомянул о заявлениях, сделанных правительственными чиновниками относительно последователей движения «Хизмет», вдохновителем которого он является, заявив, что «риторика, неоднократно используемая правящей партией с целью расправиться со сторонниками движения «Хизмет», является не чем иным, как предлогом оправдать свой собственный авторитаризм».
Отрицая приверженность «Хизмет» какой-либо политической партии или политическим амбициям, Гюлен также опроверг утверждения, что он стремится сыграть определенную роль в турецкой политике.
«Какое бы влияние мне ни приписывалось, я использую его в качестве средства для содействия образовательным и социальным проектам, которые помогают воспитывать добродетельных членов общества. Политическая власть меня попросту не интересует», — заявил общественный деятель.
Признавая, что многие из последователей религиозного движения «Хизмет» когда-то поддерживали политическую повестку ПСР, в том числе и начало процесса вступления Турции с ЕС в 2005 году, Гюлен сказал: «В то время наша поддержка, как и наша критика сегодня, была основана на принципе демократии».
«Это наше право и обязанность — говорить о государственной политике, имеющей глубокое влияние на общество», — добавил он.
Относительно заявления, согласно которому последователи «Хизмет» занимают должности в правительстве, чтобы оказывать влияние на повестку страны, Гюлен сказал, что сторонники движения есть и в государственных организациях, и в частном секторе. «Эти граждане не могут быть лишены своих конституционных прав или подвергаться дискриминации в связи с симпатией идеалам «Хизмет» до тех пор, пока они соблюдают законы страны, правила, установленные в учреждениях, и основные этические принципы», — подчеркнул деятель.
Гюлен также подверг критике попытки турецкого правительства профилировать граждан по религиозным взглядам. «Отделение любого сегмента общества и рассмотрение его в качестве угрозы является признаком нетерпимости», — заявил он. Подчеркнув, что последователи движения «Хихмет» являются не единственными жертвами репрессий правящей партии, Гюлен сказал, что курды, алевиты, немусульманские сообщества и мусульмане-сунниты — одним словом, все те, кто не по нраву властям, также подвергаются гонениям.
«Без системы разделения властей (системы сдержек и противовесов) ни один человек или группа не застрахованы от гнева правящей партии. Независимо от своих религиозных взглядов, граждане могут и должны объединяться и, используя демократические методы, противостоять тем, кто нарушает их права», — отметил Гюлен.
Ещё раз повторив, что демократия в Турции практически сошла на нет, Гюлен высказал надежду, что турецкий народ воспользуется своими юридическими и демократическими правами, чтобы возродить будущее родной страны.