Турция отказала в освобождении судьи ООН

Постоянный представитель Турции при ООН Феридун Синирлиоглу сообщил, что Турция не собирается выполнять распоряжение Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (МОМУТ) по Руанде и бывшей Югославии, потребовавшего от Анкары освободить судью Айдына Сефу Акая, который был задержан в сентябре 2016 года по обвинению в причастности к путчу.

Он также напомнил, что Айдын Сефа Акай, являющийся гражданином Турции, арестован по обвинению в причастности к движению турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которая, по мнению Анкары, стояла за попыткой государственного переворота 15 июля 2016 года. «Это преступление является наказуемым в соответствии с уголовным кодексом Турции, применимым ко всем находящимся в Турции лицам, в отношении всех совершённых в Турции преступлений и ко всем турецким гражданам», - цитирует ТАСС письмо Синирлиоглу Совету Безопасности. Как утверждает представитель, на судью не распространялся иммунитет, так как он был задержан «за деяния, совершенные вне рамок его деятельности по линии механизма».

Айдын Сефа Акай является членом апелляционной панели по одному из дел, рассмотрение которого было не завершено Международным трибуналом по Руанде. Ранее МОМУТ издал постановление, в котором потребовал освободить судью «не позднее 14 февраля» и прекратить при этом все разбирательства в его отношении для того, чтобы он смог вернуться к выполнению своих функций. В судебной структуре ООН подчеркнули, что постановление является юридически обязывающим для Турции.

Однако как заявил постпред Турции, своими действиями МОМУТ «явным образом вышел за рамки своего мандата, возложенного на него Советом Безопасности». По его словам, изданное судебной структурой постановление - грубая попытка вмешаться во внутренние дела страны.

Синирлиоглу пояснил, что, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН 1966 (2010) и устав, государства обязаны сотрудничать с механизмом, но положения невозможно толковать как обязательные для стран в тех случаях, если механизм выходит за рамки своего мандата. «Для Турции данное постановление является недействительным и не имеющим юридической силы», - подчеркнул Синирлиоглу. Вместе с тем, он выразил надежду, что Совет Безопасности в сложившейся ситуации «напомнит механизму и его председателю о сфере их компетенции и ответственности».