Турецкий суд постановил продлить предварительное заключение журналистов Zaman

Верховный уголовный суд Стамбула на прошлой неделе постановил продлить предварительное заключение 19 бывших сотрудников газеты Zaman, закрытой правительством после неудавшейся попытки государственного переворота 15 июля 2016 года.

Во время слушания в тюрьме Силиври 13-й Верховный уголовный суд Стамбула отклонил ходатайство журналистов об освобождении под подписку о невыезде и отложил судебное разбирательство до 5-6 июля, пишет Turkish Minute. Напомним, что в качестве обвиняемых в деле фигурируют бывшие писатели и редакторы Zaman: Мюмтазерер Тюркёне, Али Булач, Ахмет Метин Секизкардеш, Ахмет Туран Алкан, Алааттин Гюнер, Джума Кайя, Фарук Аккан, Хакан Ташделен, Хюсейн Белли, Хюсейн Туран, Ибрагим Карайеген, Исмаил Кючюк, Мурат Авджиоглу, Мустафа Юнал, Онур Кутлу, Седат Йетишкин, Шереф Йылмаз, Юксель Дургут и Зафер Озсой. Журналисты обвиняются в нарушении Конституции, членстве в террористической организации, распространении пропаганды и оказании помощи террористической организации.

Газету Zaman, которая была самым продаваемым изданием Турции, закрыли вместе с десятками других средств массовой информации из-за предполагаемых связей с движением Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого турецкими властями в организации неудавшегося путча в июле 2016 года.

В качестве обвиняемых в обвинительных актах также указаны бывшие сотрудники Zaman: Шахин Алпай, Али Булач, Мехмет Оздемир, Ахмет Ирем, Али Хюсейнчелеби, Сулейман Саргин, Осман Нури Арслан, Осман Нури Озтюрк, Лалезер Сарыибрахимоглу, Нурие Урал и Орхан Кемаль Дженгиз. Однако они проходят по делу, не находясь под стражей до суда. Кроме того, один из фигурантов дела профессор Иссан Дуран Дагы, работавший в газете в качестве обозревателя, объявлен в розыск.

Суд над журналистами возобновился в прошлый четверг и продолжился в пятницу. Сотрудники Zaman Булач, Алкан и Урал в пятницу представили свою защиту, согласно сообщениям в Twitter, выложенным пользователем @P24DavaTakip, наблюдающим за судебными процессами над журналистами в Турции. Они отвергли все обвинения и заявили, что они предстали перед судом только из-за их журналистской деятельности.

Следует отметить, что в качестве доказательства вины подсудимых сторона обвинения представила статьи и интервью, написанные или сделанные этими журналистами, когда они работали в Zaman. Адвокат Булача, Мехмет Али Деведжиоглу, сказал, что его клиент написал тысячи статей во время работы в Zaman, но прокурор отобрал только восемь из них в качестве доказательств его вины. По словам адвоката, Булач является членом ныне закрытого Фонда журналистов и писателей (GYV), связанного с Гюленом, и его встреча с членами фонда не может считаться уголовным доказательством. Деведжиоглу попросил оправдать своего подзащитного по всем пунктам обвинения.

Между тем сотрудник Zaman писатель Алкан, который также выступил с защитой в пятницу, заявил, что в течение 23 месяцев, проведённых в тюрьме, государственные органы не обнаружили никаких доказательств его вины, кроме его статей, тем самым власти попросту украли два года его жизни. Алкан пояснил, что он оказался на скамье подсудимых лишь благодаря репортажам, посвящённым крупному коррупционному скандалу «Большая взятка» 17 и 25 декабря 2013 года, в котором оказались замешаны тогдашний премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, члены его семьи, а также его политические и деловые партнёры. «Если вы хотите осудить меня и приговорить к пожизненному заключению, тогда вы должны представить совершенно новые, неоспоримые доказательства, а не слухи из Интернета», - сказал Алкан, добавив, что он не будет извиняться перед правительством за «неприятности, доставленные им» в результате публикации его статей.

Журналист Zaman Урал, проводившая интервью для газеты, заявила в свою защиту, что её обвиняют только потому, что она работала в этом издании. «Zaman не была запрещённым учреждением. Это была очень престижная газета. Я не хотела уходить, когда правительство (в марте 2016 года – ред.) назначило внешнюю администрацию для управления газетой. Почему я должна увольняться? Я мать-одиночка и мне нужны деньги», - сказала Урал. Что касается обвинений в том, что она взяла интервью у турецко-исламского учёного Фетхуллаха Гюлена, являющегося идейным вдохновителем движения, журналистка отметила, что она брала интервью, поскольку это её обязанность, связанная с журналистской деятельностью. Обвиняемая перечислила имена многих других турецких и иностранных журналистов, которые также беседовали с Гюленом. По словам Урал, если бы ей пришлось работать в другой газете, содержание её статей не изменилось бы, потому что её не интересует политика.