«Турция на пути к националистическому фашистскому государству»

Результаты выборов в Турции ясно показывают, что поляризация по этническому признаку стала определяющей чертой турецкой политики.

При «гиперцентрализованной» новой президентской системе глава государства Реджеп Тайип Эрдоган теперь имеет в своём распоряжении все рычаги политической власти: абсолютный контроль над законодательным органом, судебной системой и, конечно же, исполнительной властью, пишет Омер Ташпынар в своей статье для The Washington Post.

Власть не была настолько централизована и персонализирована в руках одного человека, с тех пор как Мустафа Кемаль Ататюрк основал республику в 1923 году, полагает Ташпынар.

«Однако Эрдогану не хватает одной важнейшей вещи - демократической легитимности в глазах его оппонентов. Любая попытка проанализировать, почему оппозиция проиграла в Турции, должна начинаться с очевидного: эти выборы не были свободными, и они, конечно, не были справедливыми», - подчёркивает журналист.

Выборы, по мнению Ташпынара, состоялись в особых условиях: в стране ввели режим чрезвычайного положения, который жёстко ограничивал свободу слова и свободу собраний и митингов, СМИ в значительной степени контролировались государством, лидер прокурдской Демократической партии народов (ДПН) и одновременно кандидат в президенты Селахаттин Демирташ обращался к избирателям из тюремной камеры, правительство мобилизовало все свои финансовые ресурсы, чтобы обеспечить победу Эрдогану, и, пожалуй, самое главное, у турецких граждан имелись серьёзные опасения по поводу фальсификации выборов.

«Удивительным признаком того, что в Турции что-то действительно прогнило, является то, что за четыре дня до голосования официальное информационное агентство страны ошибочно поделилось окончательными результатами выборов с дружественным правительству телеканалом: Эрдоган, похоже, выиграл президентство с 53%», - пишет журналист.

Новая президентская система также родилась при подозрительных обстоятельствах: по мнению большинства европейских наблюдателей, имели место систематические вбросы бюллетеней и другие серьёзные нарушения.

Победа Эрдогана, считает Ташпынар, только усугубит поляризацию страны. «Он мастер-исполнитель проверенных временем приёмов из сценария популистских автократов. Он контролирует СМИ, замалчивает критиков, вознаграждает подхалимов и распределяет экономические благосклонности дружкам. В случае необходимости он фальсифицирует выборы. В конце концов, сильный человек Турции сумел закрепить своё правление за подобием демократической легитимности», - добавляет автор.

Сегодня Турция глубоко поляризована по этническому признаку. Победа Эрдогана состоялась не благодаря его исламскому посланию, а благодаря его коалиции с турецкими националистами, констатирует Ташпынар.

Настоящим победителем этих выборов является не Эрдоган, а разгневанный турецкий национализм со всеми его антиамериканскими, антикурдскими и антиевропейскими характеристиками. «То, что мы наблюдаем в Турции Эрдогана, не является Исламской революцией. Это большой тревожный шаг к националистическому фашизму», - заключает журналист.