Обращение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана к нации 10 июля, последовавшее за решением преобразовать собор Святой Софии обратно в мечеть, высветило его националистические цели, поскольку он сталкивается с растущим давлением из-за проблемной экономики Турции, считает аналитик Кристина Йовановски.
Эрдоган стремится к националистическому и централизованному управлению, пишет Йовановски в статье для The Media Line, в то время как пандемия коронавируса ещё больше обострила ситуацию в стране.
Этот шаг президента приветствовала его националистическая и религиозная база избирателей, в то время как христиане в Турции восприняли эту новость в более мрачном настроении, указывает она.
Византийский православный христианский собор VI века был преобразован в мечеть после завоевания Стамбула османским султаном Мехмедом Завоевателем в 1453 году и служил музеем с 1935 года под тогдашним светским правлением Турецкой Республики, напоминает автор.
В своём обращении Эрдоган заявил, что собор Святой Софии останется открытым для всех конфессий. Однако сокращающееся христианское население Турции «не может ходить туда, проводить службы и пестовать это пространство», — цитирует Йовановски турецкого христианина Зию Мераля. Обращение «в основном служит эмоциональной политике идентичности религиозных националистов и исламистов в стране», отмечает обозреватель.
В ту же ночь, после полуночи, парламент Турции принял закон, который внёс фундаментальные изменения в деятельность ассоциаций адвокатов страны, имеющих правовой статус государственного учреждения и ветви судебной власти, сообщил Йовановски адвокат по правам человека Деман Гюлер.
В статье подчёркивается, что адвокаты Турции протестовали против нового закона ещё до того, как он был вынесен на обсуждение парламента, и говорили, что изменения, которые включают разрешение нескольких ассоциаций в любой провинции с более чем 5 тыс. адвокатами, ослабят защиту как институт, что приведёт к идеологически мотивированным судебным решениям, основанным на том, из какой адвокатуры приходят защитники.
Защита «является последней независимой частью турецкой судебной системы», сказал Гюлер, указывая на отношения ассоциаций адвокатов с маргинализированными группами в Турции через адвокатуру.
По словам автора, поддержка правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана неуклонно падает, и она получает только несколько пунктов выше светской основной оппозиции.
«Опасения по поводу финансов страны, вероятно, будут сильно давить на президента, который узнал, насколько экономическое недовольство может привести к политическим последствиям, когда его партия проиграла выборы мэров в Стамбуле и Анкаре в прошлом году», — пишет журналист.
Иностранные инвесторы обеспокоены ослаблением независимости Центрального банка Турции, считает она, в то время как внешнеполитические решения страны в различных соседних странах способствовали отходу от её давних союзников в сторону России.
Агрессивная внешняя политика Турции может дать обратный эффект, а её операции в Сирии, Ливии, Ираке и Восточном Средиземноморье могут «вызвать международную или внутреннюю реакцию против Эрдогана», цитирует Йовановски аналитика Stratfor Райана Бола.