CNN: Внешняя политика Эрдогана зашла в тупик

Журналист CNN Тамара Киблави говорит, что региональная энергетическая проекция Турции за последние 10 лет подходит к логическому завершению.

По мнению аналитиков, беседовавших с CNN, внешнеполитическая цель Турции — стать региональной державой — дала обратный эффект.

Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) изменила внешнеполитическую ориентацию страны в сторону от Европы и Запада, особенно после того, как после 2007 года процесс вступления Турции в ЕС застопорился. На её новую внешнюю политику большое влияние оказала книга, опубликованная в 2001 году бывшим премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу под названием «Стратегическая глубина». В книге предполагалось, что Турция может стать региональной державой и использовать своё влияние для создания Pax Ottomanica в регионе.

Ключевым аспектом этой политики было то, что Турция избежит конфликта со своими соседями, что Давутоглу назвал «политикой нулевых проблем». Однако начало арабской весны в декабре 2010 года сорвало эти цели, и особенно отношения Турции с Сирией, которые ранее были хорошими, указывается в статье.

Поддержка «Братьев-мусульман» и аналогичных идеологических группировок в других странах испортила отношения Турции со многими мусульманскими странами Ближнего Востока, говорится в материале. Некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет, рассматривают поддержку Турцией «Братьев-мусульман» как угрозу своей стабильности, и это оставляет Турции мало друзей, кроме Катара и ХАМАСа на палестинских территориях, пишет Киблави.

Между тем в Восточном Средиземноморье отсутствие прогресса в установлении чётких морских границ и в решении кипрского вопроса привело к напряжённости в отношениях с Грецией, Кипром, Францией и более широким ЕС. Синан Ульген, учёный из Carnegie Europe, сказал, что вина за ухудшение отношений с европейскими государствами лежит не только на Турции. «Я (также — ред.) думаю, что ЕС и США особенно плохо управляли отношениями с Турцией», — сказал он.

Сонер Джагаптай, директор турецкой исследовательской программы в Вашингтонском Институте ближневосточной политики, сказал CNN, что региональная политика Турции дала обратный эффект. Несмотря на стремление быть региональной державой с хорошими отношениями со своими соседями, Турция «не имеет хороших связей ни с одной страной мусульманского большинства поблизости», утверждает он.

Поскольку другие стратегические отношения терпят неудачу, Турция теперь обратилась к поддержке своего традиционного союзника, Азербайджана, в его продолжающемся конфликте с Арменией и отколовшейся армянской республикой в Нагорном Карабахе, отметил директор.

По мнению Джагаптая, экономическая ситуация в Турции может положить конец нынешней внешнеполитической позиции Турции. «Экономика — это ахиллесова пята Эрдогана не только внутри страны, но и во внешней политике. Не только экономика определяет, сможет ли Турция продолжать разминать свои мускулы, но и если экономика будет расти, у Турции не будет бюджета, чтобы оплатить все эти сражения и фронты», — заключил он.