Важнейшим вопросом в будущем станет вопрос об экономике новых режимов различных арабских государств, таких как Ливия, Тунис и Египет.
Арабская весна произошла не по идеологическим, а по экономическим причинам и связана с проблемой занятости. Поэтому новым режимам следует осознать один простой факт: если они не сумеют оправдать ожиданий своего народа, они рухнут. Народы, которые не остановились перед лицом авторитарных лидеров, таких как Зин эль-Абидин Бен Али, Хосни Мубарак или Муаммар Каддафи, не станут терпеть новые режимы, если те не смогут обеспечить странам значительное экономическое развитие.
Если говорить коротко, то арабская политика в данный момент столкнулась с двумя сложными задачами: первая состоит в том, чтобы добиться экономического восстановления городских районов, обеспечения занятости, предоставления жилья и социального обеспечения, в которое входит медицина и транспорт. Вторая проблема – это проблема интеграции сельского населения. Вторая задача является критической, поскольку неудача в ее решении может в будущем сыграть на руку экстремистам, таким как салафиты. В свете сказанного, новые арабские правительства будут вынуждены в первую очередь заняться проблемой трудоустройства, основными социальными службами, обеспечением населения жильем и усовершенствованием инфраструктуры. Разумеется, основной опорой будет средний класс. Успех политики после Арабской весны будет определяться тем, смогут ли новые режимы создать жизнеспособный средний класс.
Другой смежный вопрос в этом контексте также прост: кто может помочь новым режимам достичь их целей? Какая страна может помочь арабским государствам в их основном деле и инвестировать в создание инфраструктуры, включающей и социальное жилье. Ответ, опять же, прост: Турция. Турецкая экономика, основной силой которой являются ориентированные на экспорт компании средней величины, будет играть в этом процессе главную роль. То, что нужно сейчас арабским странам, не сможет обеспечить экономика, ориентированная на высокие технологии. Сейчас арабам нужны дороги, дома, больницы и новые школы. Турция является практически самым сильным кандидатом, который может предложить то, что нужно новым арабским режимам в их борьбе в городах и сельских районах. Такие страны, как США, не могут выполнить эту миссию. Точно так же и могущественные западные державы, скорее всего, будут заняты более значимыми вопросами, такими как нефть и энергетика.
На самом деле, мой тезис подтверждают цифры. Последние полгода Турция очень хорошо взаимодействовала с арабскими странами в сфере торговли. Объем торговли Турции с такими странами, как Тунис, сейчас больше, чем был до Арабской весны. Например, поставки автомобилей в Тунис из Турции за первое полугодие 2012 года выросли на 68 процентов. Ливия стала третьим крупнейшим рынком сбыта турецкой мебельной промышленности. Чем больше будет стабилизироваться ситуация в арабских странах, тем больше будет расти влияние Турции. В связи с этим стоит отдельно описать поле деятельности. Арабская весна фактически остановила рост экономики арабских государств, поэтому ожидается масштабная кампания по ее реконструкции. Для того, чтобы удовлетворить социальные запросы, новые арабские режимы должны построить дома, больницы и дороги. Турция, занимающая второе место в мире в лиге строителей, конечно, развернет масштабные строительные проекты. Единственным исключением пока является Сирия. Однако в постассадской Сирии Турция с точки зрения экономики также будет вести себя очень активно. Можно ожидать, что в северной Сирии будут преобладать инвесторы из Турции.
Как бы то ни было, для достижения наибольших успехов Турции следует внимательней отнестись к двум моментам. Во-первых, Турции стоит соблюдать верный баланс между политикой и экономикой. Во-вторых, Турции нужно вести открытый диалог со всеми действующими лицами (исламистами, сторонниками светских режимов, националистами, курдами и т.д.) этого региона. Все политические деятели должны помнить о том, что политика на Среднем Востоке, как и в других частях земного шара, становится все более ориентированной на регион. Эти регионы опираются на более узкие экономические округа внутри национальных государств. Параллельно с национальной экономикой существуют регионы с разными приоритетами в экономике и политике, такие как северный Ирак. Для того чтобы добиться своих целей, государствам следует осознать различия, существующие между этими регионами. Турции также стоит изучить экономические регионы, которые существуют в арабских странах.