По состоянию на октябрь 2015 Турция является очень авторитарным государством. Эта тенденция, вероятно, продолжится. Авторитаризация Турции – результат совокупности многих политических и социальных факторов.
Вместе с тем особым внешним фактором, во многом способствовавшим авторитаризации Турции, является, конечно же, Европейский союз. Нельзя не признать роль Евросоюза в том, что Турция на сегодняшний день является авторитарным государством.
Короче говоря, за авторитаризацию отвечают две группы действующих лиц. Первая – это «непосредственные действующие лица», чья политика превратила Турцию в авторитарное государство. Вторая группа – это «косвенные действующие лица». Кто они? Косвенные действующие лица – это те, кто ничего не делает, несмотря на то, что в их распоряжении находятся рычаги власти, способные остановить авторитаризацию в стране. В действительности, у ЕС есть мощные рычаги влияния в Турции, которые могли бы быть использованы для остановки распространения деспотии. Но этого не происходит. Вместо этого ЕС провел последние три года, выдавая бесполезные заявления, а дипломаты ЕС (в том числе послы стран ЕС) постят в Твиттере один за другим ультрасимволичные сообщения, но ничего не предпринимают. Эти «твиттер-дипломаты», естественно, не смогли остановить авторитаризацию в Турции.
В прошлом «мягкая сила» ЕС была важной частью развития турецкой демократии. Сегодня мягкая позиция ЕС по отношению к авторитарным турецким правителям в основном способствует антидемократическим изменениям. Как это произошло?
Как и ожидалось, это имеет отношение к стратегическим проблемам. Некоторые вопросы, такие как кризис беженцев, превратили политиков ЕС в личностей наподобие Буша. В настоящее время можно подкупить Евросоюз: он может переварить кучу «отступлений от демократии», осуществленных кандидатом на членство в ЕС, получив в качестве взятки несколько стратегических уступок.
Например, комиссия ЕС отложила выпуск своего ежегодного отчета по Турции. Конечно же, это помогло президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану накануне решающего голосования – ведь никто не обсуждал недостатки Турции до выборов. Комиссия ЕС когда-то была международным символом демократии и прав человека. Сегодня это архаичный комитет, способный делать грязные вещи в обмен на стратегические выгоды. Я удивляюсь, как комиссары ЕС узаконили это в философских терминах? Как член Комиссии ЕС одобряет мелочные стратегические приемы?
Не предпринимая никаких действий, чиновники ЕС продолжают утверждать, что последние антидемократические события являются «серьезной проблемой». Я профессор международной политики и я очень хорошо знаю, что такая «обеспокоенность» означает на дипломатическом жаргоне. Проще говоря, это вежливый вариант «я не буду ничего делать». В Анкаре нам выдают «обеспокоенных» чиновников ЕС и «твиттер-дипломатов». И это то, чего мы заслуживаем после десятилетий партнерства с Европой?
Таким образом, самым влиятельным законным билетом на авторитаризацию в карманах турецких лидеров является евробилет. Они знают, что ЕС ничего не предпримет. Эти лидеры очень хорошо знают – чего бы они ни делали, Евросоюз всё им спишет со счетов.
Должно быть, это большая историческая ирония, что ЕС стал одним из соавторов авторитаризации Турции. Хуже того, Турция уже перешла красную черту. И любая возможная общеевропейская активность вряд ли вызовет значительные изменения в Турции. ЕС должен был действовать, по меньшей мере, год назад. ЕС должен был обратить внимание на то, какой дорогой идет Турция, еще до того, как произошли сегодняшние события.
В этой истории есть положительный момент. Идеальное бездействие ЕС научило нас, что демократизация должна быть реализована действиями внутри страны. Турцию, вероятно, будет неслабо трясти, по крайней мере, ближайший год. Поэтому произнесение таких слов, как «демократизация», по-прежнему весьма преждевременно. Но в конце концов любая предстоящая демократизация должна будет иметь крепкую внутреннюю основу.
Честно говоря, хорошо, что мы узнали о возможности легко подкупить ЕС. Мы стали свидетелями пределов европейской демократии. ЕС действительно демократическая организация. Тем не менее он может переварить и даже косвенно поучаствовать в абсолютно антидемократических событиях в другой стране. Давайте назовем это эгоистичной демократией. Всё это похоже на то, как человек, который сам является образцом нравственности, молчит о взяточничестве среди других.
Опять же, отношения между ЕС и Турцией не похожи на отношения между двумя мужчинами. ЕС должен играть активную роль в стране-кандидате. Таким образом, ЕС на сегодня больше похож на метафорического морального полицейского, который, сам не являясь нарушителем, тем не менее закрывает глаза на взятки, чего, в принципе, не должно происходить.