Возвращение тюркизма

| Гёкхан Баджык

Всего за десять лет до распада Османской империи интеллектуал Юсуф Акчура утверждал, что существуют три альтернативные идеологии, которые могли бы объединить угасающее многонациональное, многоконфессиональное государство: османизм, исламизм и тюркизм.

Удивительно, что Османская империя стремилась создать нацию из множества религиозных и этнических групп империи, объединённых под знаменем османской идентичности.

Но главная проблема османства, как указывал Акчура, заключалась в том, что турки не соглашались делить равный статус с членами других этнических и религиозных групп, которыми они правили веками.

Более чем столетие спустя нынешнее состояние политики в Турции не отличается от прежнего.

Мустафа Кемаль Ататюрк попытался тюркизировать новую Турецкую Республику, которую он основал в 1923 году, но проект был поражён нестабильностью. В частности, крупнейшее меньшинство страны-курды — остались недовольными партнёрами в новом национальном государстве.

Исламизм возник как ещё один источник оппозиции к кемалистскому проекту. И курды, и исламисты демонстрируют провал этого проекта.

Несмотря на свои оговорки в отношении кемализма, правящая партия Турции добилась определённых успехов в своём первом десятилетии у власти с 2002 года в попытке гармонизировать исламизм с кемалистскими ценностями вестернизации. Партия справедливости и развития (ПСР) была ярым защитником реформ для вхождения в Евросоюз в те годы, и её хвалили за то, что она показала, что ислам и демократия не являются несовместимыми.

Но восстания Арабской весны 2011 года фактически уничтожили бренд исламизма ПСР, поскольку он не смог укорениться в странах Ближнего Востока.

Турция ответила резким разворотом и приняла тюркизм.

Партии с такими разными идеологиями, как светская Народно-республиканская партия (НРП) и исламистская оппозиционная Партия счастья (SP), приняли тюркизм с турецким военным наступлением в Сирии в этом месяце. Политика превратилась в соревнование между различными национализмами: ультраправым национализмом, кемалистским национализмом и исламистским национализмом.

SP, которая обычно выступает за исламистский универсализм, горячо поддержала турецкое военное наступление против сирийских курдов. Твиты лидера партии Темеля Карамоллаоглу показывают, что это прежде всего националистическая партия.

Военное вторжение Турции в Сирию против курдов ещё раз продемонстрировало, что национализм является общей основой, на которой основаны турецкие партии. На втором месте такие отличительные черты, как ислам или секуляризм.

Авторитарный поворот, который Турция приняла в последние годы, фактически уничтожил историческую динамику вестернизации, а также вдохновлённые исламом универсалистские элементы в ПСР. Тюркизм вышел на первый план как единственная альтернатива.

Гёкчан Баджык