Высокопоставленные представители Национальной разведывательной службы(MIT) Турции были приглашены в прокуратуру для дачи показаний. Подоплека произошедших событий, в центре которых оказался глава турецких спецслужб Хакан Фидан, широкой общественности неизвестна.
Чтобы не допустить огласки истинных причин этого события, политики с самого первого дня своего нахождения у власти в Партии справедливости и развития(ПСР) настойчиво стараются переложить ответственность за происходящее с Фидана на премьер-министра.
Нужно ли говорить о напечатанной в газетах информации о том, что премьер-министр, лично назначивший Фидана на пост главы Национальной разведывательной службы, сам избежал допроса в прокуратуре. Разве мы до сих пор не критикуем некоторых политиков за то, что они призывают к ответу виноватых, а не занимаются совершенными преступлениями?
Напомним те события, которые обсуждались на протяжении многих лет. Отношения между турецкими спецслужбами и Рабочей партией Курдистана(РПК) постоянно находились в поле зрения общественности. Их глубокие связи были представлены в качестве основной причины убийства Угура Мумджу (турецкий журналист был убит в 1993 году). Какие бы реакционные взгляды не имел Угур Мумджу, он высказал мнение, что Рабочая партия Курдистана и турецкие спецслужбы связаны друг с другом, за что и поплатился жизнью.
При взгляде на эту кровавую страницу истории организации ясно, что, когда бы ни было обеспечено продвижение в деле с курдской проблемой, когда бы ни были сделаны шаги, направленные на решение этой проблемы, процесс будет постоянно незаметно подрываться. Даже если РПК вдруг прищучат, она решит уйти в подполье и свернуть свою деятельность, этому все равно помешают.
Один из последних подобных «поцелуев жизни» национальная политика и РПК получили в Улудере. Национальная политика, терпевшая неудачи в последних военных операциях и переживающая большие проблемы, вследствие провокации в Улудере снова пришла в себя.
Сколько бы ни дискутировали относительно переговоров в Осло, по этому поводу всплывают самые разнообразные сведения. Например, стало известно о посредничестве MIT в истории, связанной с гибелью 13 молодых людей 14 июля. На это нельзя закрыть глаза. Эти пятна на репутации спецслужб постоянно обсуждаются. Люди считают, что причиной самоубийства их детей является руководство района.
Спустя неделю после событий в Сильване, связанных с лидером РПК Оджаланом, было отправлено письмо организации РПК. В нем был призыв не складывать оружие и давались предписания о продолжении борьбы. Известно, что турецкие спецслужбы являлись посредниками при передаче письма. Нельзя не обращать внимания, что обвинение в том, что боевики Рабочей партии Курдистана заменяют полицию на юго-востоке страны, было опровергнуто. Также вызывает тревогу то обстоятельство, что Национальная разведывательная служба проглядела создание Союза курдских общин. Кроме того, турецкие спецслужбы оказались одними из организаторов беспорядков на улицах.
Однако самым большим знаком вопроса является бойня в Улудере. Сыграла ли свою роль в этом происшествии Национальная разведывательная служба? Стоит напомнить, что в течение первых дней развертывания событий турецкие спецслужбы оказались на повестке дня. Утверждения, что Национальная разведывательная служба была в этом замешана, были опровергнуты. Инициатива по некоторым положениям исходящая от властей, занимавшихся интеллектуальными экзерсисами вместе со своими противниками, должна быть не только понятной, но и необходимой.
Это никто не оспорит. Но правда в том, что совесть общественности требует постановки вопроса о переговорах между Рабочей партией Курдистана и Национальной разведывательной службой Турции. Однако возникает беспокойство относительно этих переговоров, которыми заняты общественность и политические власти и которые вводят их в заблуждение, и это беспокойство растет.