Вы помните газетные заголовки 10 или 20-летней давности? Нераскрытые убийства совершались почти каждый месяц, и перед любой встречей Совета национальной безопасности журналист, известный своей пропагандой секуляризма, мог быть убит.
В течение нескольких дней мы могли обсуждать его смерть, но виновные никогда не будут найдены. Полковники кончали жизнь самоубийством, или их убивали в ходе столкновений с Рабочей Партией Курдистана (РПК). По какой-то неизвестной причине некоторые офицеры, борющиеся с РПК, в критической ситуации имели тенденцию к самоубийству.
Мафия имеет решающее слово в государственных тендерах, но это не привлекает внимание правоохранительных органов. Использованные бизнесмены убиты, но прокуратура не находит никаких доказательств, чтобы отправить преступников за решетку. А прокуроры совершенно не в состоянии справиться с широко распространенными карманными кражами; эти инциденты не привлекают внимание полиции или прокуратуры.
Люди были заживо сожжены в гостинице «Мадымак» или случайно убиты в Гази, но виновные не были найдены. Полиция никогда не сможет найти преступников; прокуратура не может найти никаких доказательств.
Я рекомендую всем перечитать газеты 1990-х годов. Каждый должен прочитать эти строки для того, чтобы не забывать прошлое. Какой была эта страна? Каким образом те, которые полагались на такого рода психологическую войну, держали страну в чрезвычайном положении? Ответы можно найти на этих страницах.
Турция никогда не узнает, кто убил Муаммера Аксоя, Угура Мумджу, Тарыка Дурсуна и Четина Эмеча. Тогда нам сказали, что полковник Казым Чилиоглу покончил с собой, и ни один прокурор не начал расследование по факту его смерти. Мы ничего не сделали для того, чтобы узнать правду об убийстве таких ценных патриотов, как генерал Бахтияр Айдын и полковник Рыдван Озден.
До недавнего времени Турцией управляли психологические войны. Прокурор Доган Оз понял это и решил принять меры, но заплатил своей жизнью. Ни один прокурор не осмелился сделать то же самое после Оза. Правда, выявленная прокурорами в наше время, демонстрирует тысячи случаев, когда преступления и серьезные ошибки покрывались прокурорами и сотрудниками сил безопасности.
Без мужества смелых прокуроров, которые до последнего времени рисковали своей жизнью, эти ужасные сценарии осуществлялись бы по-прежнему. Наиболее заметным различием между хаотичной Турцией 1990-х и Турцией современной является то, что судебная система больше не покрывает преступления и ошибки. Если в наши дни в Турции не господствуют элементы психологической войны, и страна не находится на краю очередного переворота, для этого есть только одна причина. Ситуация изменилась, потому что прокуроры сейчас принимают меры для выявления истины, а полиция мужественно пытается раскрывать убийства. Турция стала управляемой страной. Это связано с решимостью судебной системы и полиции добиваться справедливости.
Следует отметить, что в странах с развитой демократией нет советов по мобилизации. При настоящей демократии офицеров-патриотов не казнят так, чтобы это выглядело, будто они совершили самоубийство. При развитой демократии те, кто носят форму, не угрожают гражданам. В таких странах каждый знает свои обязанности и не пытаться использовать свою власть не по назначению. Демократические государства не находятся под постоянной угрозой психологической войны. Если мы намерены поднять Турцию на уровень развитой демократии, мы должны остановить эти игры. Наша цель - сделать опорой страны объективную и беспристрастную судебную систему, которая может предпринимать смелые действия против преступников.