В Турции при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане твит превратился в преступление, а смятённая демократия превращается в диктатуру.
Постепенно, но неумолимо, нация, которая когда-то стремилась стать образцом просвещённой умеренности, трансформируется господином Эрдоганом в тоскливую тоталитарную тюрьму. В последней неудаче, на прошлой неделе, 23 журналиста были приговорены к тюремному заключению на срок от двух до семи лет по явно нелепым обвинениям в том, что они являются членами террористической организации и написали о ней в Twitter. Двое других были осуждены по меньшим обвинениям в поддержке террористической организации.
Господин Эрдоган, цель неудавшейся попытки государственного переворота в июле 2016 года, предпринял кампанию репрессий против осознанных врагов в прессе, правительстве, научных кругах и правоохранительных органах, среди других столпов турецкого общества. Более 60 тыс. человек были арестованы и 150 тыс. вынуждены покинуть свои рабочие места. Главными целями господина Эрдогана являются последователи оппозиционного священника Фетхуллаха Гулена, который сейчас живет в Пенсильвании (США - ред.). Господин Эрдоган утверждает, что Гюлен - его бывший союзник в турецкой политике - был организатором попытки государственного переворота, следовательно, виновен в причастности к «террористической организации». Господин Гюлен отрицает это.
В Турции когда-то была независимая пресса, но турецкий лидер провёл многогранную кампанию: закрытие средств массовой информации, передача других новым собственникам и использование дружественных связей с судьями и прокурорами. В последних случаях некоторые журналисты и редакторы были осуждены за то, что они написали в Twitter. Адвокат, представляющий двух журналистов, Барыш Топук, сказал на более раннем слушании: «По нашему мнению, название организации, в которой состоят обвиняемые, должно быть TTO: Tweetist Terrorist Organization. В деле нет оружия или бомб, только новостные статьи и твиты». Али Аккус, который был редактором новостей ныне несуществующей газете Zaman, написал в Twitter: «Ни один диктатор не может заставить замолчать прессу». Слово «диктатор» было выделено прокурором в выдвинутых против него обвинениях. Господин Аккус получил приговор сроком на семь лет и шесть месяцев тюрьмы.
Джума Улус, редактор Millet, получил тот же приговор и заявил ранее в ходе разбирательства: «Я был журналистом в течение 21 года. Я выступал против терроризма и насилия, защищал выражение свободы на протяжении всей моей жизни». В обвинительном заключении прокуроры процитировали три его твита и 22 ретвитов, обвинив в возбуждении ярости против правительства.
Отдельно также проходят суд над 17 нынешними и бывшими писателями, карикатуристами и руководителями газеты Cumhuriyet. По сообщениям, господин Эрдоган планирует совершить нападение на интернет-вещание и свободное выражение в Интернете.
В показательных процессах подчёркивается, насколько Турция отдалилась от западных норм демократии, прав человека и верховенства закона. Эрдоган счастливо марширует вместе с Россией, Китаем, Египтом, Кубой и другими, где легитимность власти основывается на принуждении и контроле над мыслями. Диктатура Эрдогана должна быть названа своим именем. Даже если он закрывает уши, США и другие страны должны громко выражать свой протест.