С середины 2000-х годов турецкие телесериалы стали привлекать всеобщее внимание и положили конец почти десятилетнему господству латиноамериканских «мыльных опер» по всему миру.
Всё началось с экспорта в Казахстан детективного сериала «Сумасшедшее сердце» (Deli Yürek), ставшего первым турецким телесериалом, транслировавшемся за рубежом. Кроме того, интерес к турецким сериалам значительно вырос после «Долины волков» (Kurtlar Vadisi), также впервые показанного в Казахстане, и «Серебра» (Gümüş), импортированного медиа-группой MBC в Дубаи.
Руководитель отдела лицензирования и цифрового контента ATV, входящего в состав турецкой медиа-группы Turkuvaz, Зияд Варол рассказал об истории киноиндустрия республики была удивлена неожиданным интересом со стороны зарубежных стран. Некоторое время назад режиссёры и продюсеры не представляли, что смогут экспортировать сериалы местного производства. «Сначала у нас возникли некоторые технические трудности, связанные с дублированием турецких телесериалов. Но за последние 15 лет сектор добился огромных успехов, и контент, произведённый в Турции, занял доминирующую позицию в мировой телевизионной индустрии», - рассказал Варол в интервью изданию Sabah.
Дистрибьюторы латиноамериканских теленовелл однажды пожаловались турецким производителям и специалистам по лицензированию на рост популярности контента Турции на мировом рынке. «Дистрибьюторы латиноамериканских сериалов посетовали на утрату своего господства на рынке и на потерю рабочих мест. "Вы хотите оставить нас без работы", - сказали они мне однажды», - отметил Варол, добавив, что на высококонкурентном рынке Турция занимает очень хорошую позицию рядом с США и странами Латинской Америки.
В качестве доказательства успеха турецких телесериалов, Варол сослался на отчёт, подготовленный французской национальной компанией Mediametrie, в котором даётся оценка предпочтений телезрителей по всему миру. В отчёте представлены рейтинги всех телевизионных программ, транслируемых по 5 тыс. каналам на 5 континентах. Для этого были использованы данные, полученные непосредственно от научно-исследовательских институтов, составляющих ежедневные рейтинги. По словам Варола, в соответствии с этим отчётом Турция занимает лидирующую позицию на рынке импортного ТВ-контента.
В разделе «Лучшие фильмы по жанру» доклада говорится, что «Турция является страной, выпустившей наибольшее количество фильмов, входящих в число лучших программ за пределами своей страны. Кроме того, около 23 раз турецкие фильмы входили в десятку лучших в 11 зарубежных странах».
Варол отметил, что четверть всех импортированных художественных сериалов произведены в Турции. На долю России приходится порядка 15%, в то время как США поставляют на мировой рынок 7%. Бразилия и Мексика в равной степени разделяют 12% от всего импортируемого ТВ-контента.
Что касается самого популярного телесериала, то менеджер упомянул теленовеллу «Сыла» (Sıla), в которой рассказывается о молодой женщине, удочерённой богатой семьёй из Стамбула. Биологический отец и брат Сылы из Мардина, считавшиеся умершими, приехали в Стамбул и увезли её, солгав о болезни матери. Позднее она вынуждена выйти замуж за главу одного из семейных кланов Мардина-Борана в обмен на долг брата. Развитие событий больше интригует зрителей, когда между Сылой и Бораном вспыхивают чувства.
В ответ на вопрос о том, почему турецкие телесериалы, особенно «Сыла», стали настолько популярными во всем мире, Варол сказал, что сериалы основаны на реальных историях. «Зрители, особенно на Ближнем Востоке, находят много общего между ними и их повседневной жизнью. Наши сериалы часто придают пикантность реальной жизни людей. Что касается главной героини сериала "Сыла", то турецких женщин изображают сильными персонажами, и поэтому они вызывают восхищение. Кроме того, культура Турции, представляет своего рода баланс между восточными и западными ценностями», - добавил он.
Заместитель генерального директора по продажам ТВ-контента ATV Мюге Ханилжди сказала, что «Сыла», премьера которого впервые состоялась в 2008 году, до сих пор экспортируется в 97 стран. «Разбивающая сердца» (Gönülçelen, 2010) также экспортируется в 67 стран Европы, Южной Америки, Азии, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Другой сериал производства ATV «Незабываемый» (Unutulmaz) транслировался в 65 странах по всему миру. Эти три сериала были показаны в Турции уже давно, но за рубежом они по-прежнему продолжают вызывать большой интерес.
По словам Ханилджи, новая теленовелла ATV «Обиженные цветы» (Kırgın Çiçekler) оказалась в центре всеобщего внимания. В настоящее время вниманию зрителей всего мира представлен новый турецкий сериал «Любовь и Мави» (Ask Ve Mavi), который уже экспортируется в Ирак, Казахстан, Румынию и Мексику.
В этом месяце группа по продажам ATV планирует посетить ярмарку телевизионного контента MIPCOM, которая пройдет в Каннах во Франции, а в следующем месяце они намерены принять участие в MIPCANCUN в Мексике, в важнейшем для азиатского рынка телевизионном форуме и рынке Asia TV в Сингапуре. Ханилджи пояснила, что такие мероприятия способствуют продвижению экспорта турецких сериалов.
Между тем, известно, что стоимость продаж турецких телесериалов в 2016 году составила 300 млн долларов США, а в 2008 году - 10 млн долларов.