Президент Реджеп Тайип Эрдоган запустил проект строительства мегааэропорта в Стамбуле стоимостью 12 млрд долларов США, но вместо того, чтобы стать предвестником становления Турции как региональной и глобальной державы, он может стать предшественником финансового кризиса.
Так считает корреспондент New York Times Питер Гудман. «Изначально новый аэропорт Стамбула должен был внушать трепет, подчеркнув желание Турции вернуть свою имперскую славу», - пишет он.
По словам Гудмана, аэропорт размером с Манхэттен, частично начавший работать в октябре, является символом нелицеприятной стороны развития Турции, а именно безрассудного игнорирования арифметики и независимости важнейших государственных учреждений. Все эти факторы в совокупности толкнули страну к краю финансового кризиса.
Инаугурация Эрдогана в качестве нового, всемогущего президента Турции в понедельник явилась своего рода кульминацией его желания стать единственной политической властью в стране. После президентских выборов, прошедших 24 июня, он объявил состав своего нового Кабинета министров, поставил своего зятя во главе Министерства финансов и казначейства, а также издал указы, усилив контроль над образованием, Центральным банком и научно-исследовательскими учреждениями.
В результате в понедельник лира упала на 3,8%, поскольку иностранные инвесторы всё ещё пытаются переварить эти новости. Надо сказать, что в этом году на фоне опасений инвесторов относительно того, что экономический рост, достигший за девять месяцев 8% в результате сокращения налогов и предоставления кредитных гарантий, может стать предвестником резкого спада, турецкая национальная валюта потеряла около 20% своей стоимости.
Эрдоган, обладая огромным влиянием, накачал экономику «стероидами», но его политика также увеличила уровень корпоративного долга до «тревожных размеров», отметил Гудман.
«Предполагается, что дополнительные полномочия, предоставленные новому президенту Турции, помогут Эрдогану определить пределы экономической реальности», - сказал журналист.
Аэропорт в восточной части Стамбула, призванный стать самым крупным в мире, является лишь одним из многих инфраструктурных проектов, запущенных союзниками президента на основе кредитов, предоставленных государством. Если что-то пойдёт не так и компании не смогут заплатить, тогда это придётся сделать турецким налогоплательщикам. Ожидается, что строительство проходящего через Стамбул канала, спроектированного для обхода Босфора, будет стоить ещё десятки миллиардов долларов.
Некоторые из крупнейших корпораций Турции уже столкнулись с определёнными трудностями по выплате кредитов. Банки на прошлой неделе изъяли крупнейшую телефонную компанию Турции Turk Telekom, владелец которой Сауди Огер не смог погасить миллиарды долларов долга. Yildiz Holding, производитель шоколадных конфет Godiva, уже реструктуризировал долг в размере 5,5 млрд долларов США.