Политические причины могут объяснить, почему Федеральная резервная система (ФРС) США не действует как спаситель для хрупкой экономики Турции, зависимой от долгов, как это было в 2008 году для Европы.
Об этом пишет корреспондент Джефф Спросс для The Week.
Он добавляет, что турецкая лира упала более чем на 40% по отношению к доллару с начала 2018 года, в то время как турецкие компании обременены более чем 220 млрд долларов в долгосрочных валютных кредитах, согласно данным Центрального банка.
По словам Спросса, нет никаких причин для центрального банка Америки не спасать Турцию сейчас, так как в качестве кредитора последней инстанции ФРС всегда может предложить больше долларов странам, которые изо всех сил пытаются погасить свои обязательства в иностранной валюте, чтобы улучшить свои балансы.
Подобные акты солидарности случались между центральными банками и раньше, напоминает Спросс, когда во время Великой рецессии европейские банки вмешались, чтобы облегчить американский жилищный пузырь, вливая 6,5 трлн долларов в американские ипотечные кредиты и другие финансовые инструменты.
В 2008 году, когда кризис ударил по европейским банкам, ФРС запустила программу количественного смягчения; Центральный банк приобрёл государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги с рынка, чтобы снизить процентные ставки и увеличить денежную массу.
ФРС также создала линии валютных свопов в 2008 году, отмечает Спросс. «В принципе, ФРС согласилась продать иностранному Центральному банку определенную сумму долларов США в обмен на их валюту. Одновременно, иностранный Центральный банк также согласился выкупить свою валюту в будущем, плюс какие-то проценты», – пишет журналист.
ФРС может создать аналогичные возможности валютного свопа для Турции, считает Спросс, и это нейтрализует риск, связанный с изменением обменного курса, поскольку «соглашения о свопах устанавливают обменный курс, по которому своп будет возвращён», в то время как, если турецкий Центральный банк начнёт одностороннее кредитование в национальной валюте, это приведёт к ещё более низкой стоимости лиры.
Но Турция также вступила в дипломатический скандал с США по поводу задержания американских граждан в республике. Правительство США ввело санкции против двух турецких министров, при этом удвоив тарифы на турецкий алюминий и сталь, вновь напоминает автор.
Два союзника также расходятся по ряду других вопросов, таких как борьба с ИГИЛ в Сирии, где поддержка США курдских сил угрожает безопасности Турции по мнению Анкары, и возобновлению санкций в отношении Ирана.
Причина, по которой ФРС не предлагает лёгкого выхода для турецкой экономики, – это политика, отмечает Спросс, поскольку даже в разгар кризиса 2008 года ФРС выбирала, кого спасать.
«Так почему же ФРС не спасёт Турцию? Возможно, мы никогда не узнаем. Потому что, как есть, массивные полномочия ФРС остаются скрытыми в своего рода чёрном ящике, управляемом небольшой группой технократов по часто неясным причинам, загруженным потенциалом, но редко используемым», – заключает Спросс.