Существует одна основная макроэкономическая причина турецкого экономического кризиса.
Она также является структурной характеристикой турецкой экономики: эластичность импорта по доходам очень высока, поэтому, когда экономика растёт, импорт – в том числе энергоносители – быстро набирает обороты. Но эластичность экспорта по доходам очень низкая, поэтому экономический рост порождает больший дефицит счёта текущих операций, отмечает в статье для Ahval Эсер Каракаш.
Турция имеет низкие сберегательные ставки или, по крайней мере, не способна финансировать политически желаемые уровни инвестиций своими внутренними сбережениями, добавляет он. «Но средняя норма сбережений в экономике имеет инерцию, поэтому даже когда вы пытаетесь изменить ставку национальных сбережений с помощью государственной политики, это имеет побочные эффекты, такие как сокращение внутренних рынков или низкий уровень внутреннего потребления», – пишет аналитик.
Для такой развивающейся экономики, как Турция, по словам Каракаша, нелегко добиться успеха без устойчивого роста, но страна также должна быть в состоянии справиться с неизбежными последствиями этого – дефицитом текущего счёта.
«Условия этих поступлений для финансирования дефицита по текущим операциям очевидны. По большей части западные страны дают зелёный свет глобальным инвестиционным фондам, которые финансируют рост в развивающихся странах и выбирают страны, совместимые с их собственной системой ценностей. Они ищут страны с верховенством права, которые не противоречат западным ценностям. Для Турции зелёный свет – это её возможное членство в ЕС или даже её приверженность попыткам удовлетворить требования членства в ЕС», – поясняет Каракаш.
Макроэкономические проблемы просты, по его мнению: Турция должна скорректировать состав денежно-кредитной и фискальной политики на высокий рост и она нуждается в привлечении иностранных инвестиций и финансов.
«Я не вижу постоянного и долгосрочного решения этого кризиса вне этих рамок: высокий рост ВВП, качественное образование, дефицитные расходы, восстановление верховенства закона и привлечение иностранных инвестиций», – подчёркивает эксперт.
Те, кто говорят, что у них есть решение за пределами этих рамок, последовательно избегают говорить об улучшении верховенства права или о процессе членства Турции в ЕС, указывает автор.