Турция предотвратила полномасштабную катастрофу COVID-19, внедрив ограниченные блокировки в виде комендантского часа наряду с социальным дистанцированием, тестированием и отслеживанием, сказал Мэтью Брайза, член Атлантического совета.
Брайза также отметил, что он предвидел катастрофу в Турции, когда вспыхнула инфекция, поскольку многие люди, казалось, были равнодушны к сообщениям о разрушительном распространении вируса в соседний Иран, Италию и Испанию, а также потому, что Турция не объявила о своем первом подтверждённом заражении до 11 марта, что не казалось правдоподобным.
В течение следующих недель уровень инфицирования о коронавирусе в Турции стал одним из самых высоких среди всех стран мира, считает Брайза.
Вместе с тем он добавил, что его первоначальные опасения были неуместны, и он высоко оценил «благоразумие и ясность» турецкого правительства в его подходе к пандемии, который был основан на 229-страничном плане, опубликованном в апреле 2019 года.
Брайза подчеркнул, что Турция быстро закрыла школы, рестораны, бары, кафе и спортивные залы после того, как был выявлен её первый случай, и вскоре поместила самую уязвимую когорту населения — тех, кому исполнилось 65 лет, и самых опасных распространителей — тех, кому не исполнилось 21 года, — под комендантский час. Анкара ввела бессрочные запреты на въезд и выезд из 31 крупнейшего муниципалитета Турции, а затем ввела общенациональные ограничения на выходные дни в апреле и мае.
«Пока эта стратегия, похоже, работает. В отличие от Мадрида, Ломбардии или Нью-Йорка, Турецкая система здравоохранения никогда не была перегружена пациентами COVID-19. И самая крутая в мире кривая коронавирусной инфекции сейчас резко снижается. Кроме того, экономика Турции избежала разрушительных остановок, наблюдаемых в Соединённых Штатах и большей части Европы, хотя рестораны и кафе только сейчас начинают вновь открываться», — указал он.
По данным Университета Джона Хопкинса, по состоянию на 26 мая уровень смертности COVID-19 в Турции составлял 2,8%. Это сопоставимо с 5,9% в США, 12,2% в Испании, 14,1% в Великобритании, 14,3% в Италии и 15,5% во Франции. Между тем в Турции на 100 тыс. граждан приходится 5,27 смертей. Соответствующая статистика по Штатам составляет 29,87; Франции — 42,35; Италии — 54,25; Великобритании — 55,46; Испании — 61,54.
Брайза не приписывает правительству всех этих успехов. Турция имеет преимущественно молодое население, а также имеет очень мало домов престарелых, причем пожилые люди, как правило, заботятся дома о своих родственниках, пояснил он.
Турция также имеет необычно большое количество коек отделения интенсивной терапии в частных больницах, «что, по-видимому, является результатом не разумного государственного планирования, а скорее теневой игры национальной системы здравоохранения Турции частными операторами больниц», отметил Брайза.
Однако многие ведущие деятели Турции, вероятно, будут оспаривать анализ Брайзы.
Турецкая Медицинская Ассоциация (TTB) неоднократно критиковала Министерство здравоохранения Турции за недостаточно прозрачную публикацию информации и заявляла, что большое число медицинских работников были заражены новым коронавирусом из-за отсутствия защитных средств.
TTB также предупредила, что меры изоляции правительства были недостаточными, и призвала его предоставить работникам оплачиваемый отпуск, чтобы предотвратить смешение миллионов людей, когда они идут на работу.
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу неоднократно призывал правительство ввести более строгую блокировку, чтобы остановить распространение COVID-19 в крупнейшем городе Турции.
Отметим, что результаты теста COVID-19 в Турции контролируются централизованной системой, которая контролируется Министерством здравоохранения, и многие сомневаются в точности этих цифр и предполагают, что информация об инфекциях и смертях в Турции значительно занижена. Некоторые говорят, что фактическое ежедневное число погибших могло быть в четыре-пять раз больше, чем сообщалось во второй половине марта.
Некоторые из турецких стратегий по ограничению распространения коронавируса также оказались поспешными, поскольку первая блокировка на выходные была объявлена всего за два часа до того, как она должна была вступить в силу, что вызвало хаотические сцены в турецких городах с толпами, собирающимися на улицах, и паническими покупками.
Однако Брайза сказал, что Турция нашла способ частично сохранить экономику открытой, одновременно сдерживая инфекцию – хотя впереди ещё долгий путь.
«Учитывая, что президент США Дональд Трамп, похоже, искренне восхищается (турецким — ред.) президентом Эрдоганом, возможно, он сможет чему-то научиться у своего жёсткого коллеги в Анкаре», — заключил он.