Эрдоган «слил» слова Путина: Россия — «не адвокат Асада»

Глава турецкой республики Реджеп Эрдоган незадолго до встречи с Владимиром Путиным 3 мая раскрыл подробности их личной беседы. По словам турецкого лидера, Путин не привержен лично сирийскому президенту Башару Асаду, на уходе которого настаивают страны Запада, и Турция в том числе.

Между тем на официальном уровне Москва подчеркивает, что действующий сирийский режим легитимен. Станет ли судьба Асада камнем преткновения на пути российско-турецких переговоров? Об этом «МК» рассказал эксперт.

В интерпретации Эрдогана слова Путина о президенте Сирии звучали так: «Эрдоган, не пойми меня неправильно. Я не защитник Асада, я не его адвокат». По мнению турецкого президента, это свидетельствует о смягчении позиции Москвы по отношению к сирийскому кризису, который, как подчеркнул Эрдоган, нельзя решить, пока Башар Асад находится у власти. «Он атаковал свой народ с помощью танков, пушек, кассетных бомб, химического оружия. Думаете, он может стать средством решения проблемы?», — уточнил президент Турции.

Между тем именно сирийский конфликт привел к миграционному кризису в Европе, которая не оценила вклад Анкары в борьбу с наплывом беженцев, считает Эрдоган. В недавнем интервью Reuters он, очевидно, окончательно похоронил планы вступления Турции в Евросоюз. А заодно и сам ЕС. «Одна или две страны не могут поддержать жизнеспособность ЕС. Ему нужна была такая страна, как Турция, другая страна, символизирующая другую веру... Но члены ЕС, похоже, не осознают этого факта. Им кажется сложным принять к себе мусульманскую страну», — заявил Эрдоган, — Почему мы должны продолжать ждать? Ведь мы ждали 54 года».

Впрочем, турецкий президент не сказал ничего сенсационного. В свое время министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявлял, что Россия не делает ставку на кого-либо из сирийских политиков, а судьбу страны и ее лидера должны решить сами сирийцы. А о том, что Турция отвернулась от Европы, стало понятно после того, как Эрдоган назвал власти Нидерландов «фашистами» за разгон митинга турецкой общины в Роттердаме. Результаты конституционного референдума, наделившие президента Турции почти неограниченно властью, только закрепили взаимную неприязнь между Анкарой и Брюсселем.

Тем не менее Турция продолжает оставаться членом НАТО и союзником США. Так, именно на американского президента Дональда Трампа Эрдоган возложил надежды на решение сирийского кризиса. Ранее он одобрил ракетный удар Соединенных Штатов по сирийскому правительственному аэродрому в ответ на применение химического оружия в Идлибе.

«Политика Турции в отношении Сирии будет однозначно согласована с главным союзником режима Эрдогана — с Соединенными Штатами. — отметил в разговоре с «МК» ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей школы экономики Алексей Образцов. — Я напомню, что президент США первым из лидеров крупных держав поздравил Эрдогана с победой на состоявшемся референдуме. И теперь нет никаких сомнений, в чьих интересах проводилось изменение турецкой конституции. Турция превратилась в мощный военный кулак в противостоянии США с Ираном.

И все же на предстоящей встрече Путина и Эрдогана могут быть достигнуты успехи. Потому что Соединенные Штаты, хоть сильны и влиятельны, но далеко, а соседом Турции является Россия. И как показывает опыт, вести войну на нескольких фронтах весьма затруднительно. С Евросоюзом отношения у Турции более чем натянутые, с крупными региональными державами, прежде всего, с Ираном и Сирией, тоже не самые блестящие. Чтобы в таком положении поссориться с Россией, надо быть политическим самоубийцей. Кроме того, Реджеп Эрдоган довольно легко меняет свою позицию в отношении конкретики. Другое дело, что турецкая стратегическая линия в ближайшее время изменению не подлежит».