Всемирный день свободы прессы в Турции

Ежегодно 3 мая по всему миру отмечается Международный день свободы прессы.

Если в предыдущие годы ещё можно было ожидать чего-то другого, то в этот день в Турции в СМИ, в значительной степени контролируемыми правительством, появились несколько статей, превозносящих достоинства свободы прессы и отмечающих её образцовый статус в стране, пишет в редакционной статье интернет-издание Ahval.

Стоит отметит, что издание заблокировано в Турции.

Однако факты рисуют совсем другую картину. Независимая организация Freedom House, которая следит за состоянием свободы прессы во всём мире, назвала турецкие СМИ «не свободными». Кроме того, в рейтинге свободы прессы международной неправительственной организации «Репортёры без границ» (RSF) Турция оказалась на 157 месте из 180 стран.

Правительству Турции пришлось потрудиться, чтобы заслужить эти сомнительные звания.

Помимо всего прочего, Турция является крупнейшим в мире тюремщиком журналистов.

Ранее в этом месяце несколько журналистов, работающих в газете Cumhuriyet, одном из немногих оставшихся независимых СМИ Турции, были приговорены к лишению свободы сроком от двух с половиной до более семи лет.

В Турции арестованы около 200 журналистов, а сотни других представителей СМИ часто являются фигурантами судебных разбирательств по обвинению в оскорблении президента или пропаганде террористической организации. Суды используются для запугивания представителей прессы.

Предъявленные обвинения довольно смехотворны; например, выступление на курдском новостном канале, что часто делают американские и европейские официальные лица, для турецкого журналиста считается примером террористической пропаганды.

Турецкие правительственные чиновники, не говоря уже об их сторонниках в средствах массовой информации, регулярно осуждают нежеланные сообщения о статусе турецких СМИ, называя их предвзятыми, политически мотивированными или указывающими на строящиеся заговоры против Турции. Они говорят нам, повторяя высказывания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что подозреваемые оказались за решёткой не за журналистику, а за преступления, не имеющие отношения к их профессиональной деятельности.

«Те, кто был приговорён к тюремному заключению, не являются журналистами. Большинство из них - обычные террористы. Они принимали участие в кражах со взломом, а некоторые были пойманы с поличным при попытке опустошить банкоматы», - сказал Эрдоган в интервью Bloomberg в прошлом году.

В связи с этим не следует ли нам задаться вопросом, что не так с журналистикой в Турции, что она является столь привлекательной профессией для преступников? Нет. Эти обвинения - ни что иное как ответная реакция правительства, которое на самом деле полностью контролирует свободу прессы в стране, но не хочет афишировать этот факт.

Поэтому вполне естественно, что, когда журналистов арестовывают за журналистику - за публикацию новостей, которые так не нравятся правительству - власти должны предъявить им какие-то обвинения. И, конечно же, в Уголовном кодексе Турции нет такого преступления как журналистика. Но есть другие статьи, которые вполне можно инкриминировать так называемым обвиняемым.

Печально известная статья 301 Уголовного кодекса, согласно которой попытка очернить Турцию, турецкую нацию или турецкое правительство считается преступлением, используется уже на протяжении многих лет в качестве инструмента по подавлению инакомыслия в стране. Кроме того, существуют нечётко сформулированные антитеррористические законы, недавно использовавшиеся в качестве основания для ареста студентов, организовавших протест против военной кампании Турции в Сирии.

Но самым популярным в последнее время обвинением является оскорбление президента. Парламент в прошлом месяце даже лишил курдского законодателя депутатского статуса за сообщение в социальных сетях, якобы нанёсшего оскорбление Эрдогану.

В некотором смысле Эрдоган и его правительство правы. Ни один из тех журналистов, которые в настоящее время находятся в турецких тюрьмах, не были осуждены за журналистику. Но это не означает, что они оказались за решёткой не из-за их профессиональной деятельности.

Не менее важно помнить и о более массовых человеческих жертвах и последствиях для семей сотен журналистов, заключённых в тюрьму или бежавших из страны, или тех, кто потерял работу.

Для остальной части населения последствия менее очевидны. Их посадили, большей частью насильно, на медиадиету, лишённую любого намёка на правду и объективность. Целое поколение воспитывается в этой неестественной среде, где все заголовки одинаковы и почти нет места для полемики. Для них это нормально. Многие даже не могут представить, что всё может быть по-другому.