Марк Пьерини, аналитик и бывший дипломат Европейского Союза заявил, что политика Турции под управлением Партии справедливости и развития (ПСР) в последние годы вызывала серьёзные сомнения в её надёжности среди западных партнёров страны, и она вряд ли будет мягче в 2019 году.
По словам Пьерини, в общей повестке дня Турции и её западных союзников, вероятно, будут доминировать экономические, оборонные и антитеррористические проблемы в течение всего года, а экономика является областью, вызывающей особую озабоченность ЕС.
Автор напоминает в своей статье для Института Карнеги, что Турция после нескольких лет экономического роста столкнулась с серьёзными проблемами в 2018 году, роста инфляции и девальвации лиры, которая почти стала валютным кризисом, создающим значительную нагрузку на экономику.
В то время как страна сильно зависит от поставок газа из России и Ирана, её основная зависимость – от ЕС, который обеспечивает большую часть её торговли и прямых иностранных инвестиций.
«Таким образом, страна также сильно зависит от экономического здоровья ЕС и взаимных политических отношений», – отмечает Пьерини.
Власть президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана над экономической политикой республики была в значительной степени причиной валютных бед страны в прошлом году, и с его властью над экономикой, усиленной реформами, предоставляющими ему чрезвычайные полномочия и созданием комитета по финансовой стабильности и развитию во главе с президентом, положение не изменится, пишет учёный.
По мнению автора, это может быть значительным источником беспокойства для иностранных инвесторов, поскольку большинство из них страны ЕС, это будет связано с обеспокоенностью политического руководства Турции.
«Таким образом, бесконечный демонтаж архитектуры верховенства права в Турции идёт вразрез с активизацией торговли и инвестиций со странами ЕС или перестройкой взаимовыгодного Таможенного союза», – добавляет Пьерини.
Кроме того, учёный отмечает оборону в качестве одной из основных проблем республики. По его словам, ситуация с российскими системами С-400 зашла в тупик из-за противоречия между их покупкой и развёртыванием Турцией американских истребителей-невидимок нового поколения американского производства F-35.
«В политическом плане последствия жонглирования военными закупками из двух антагонистических источников огромны. Они потенциально повлияют на функционирование страны и её существующих и будущих запасов самолётов американского производства, производительность её будущих морских проекционных возможностей и развитие собственной оборонной промышленности», – подчёркивает Пьерини.
Также автор считает значительной проблемой фокус усилий турецкого правительства на борьбу с религиозным движением Фетхуллаха Гюлена, обвиняемым в неудачной попытке переворота в июле 2016 года, что привело к тысячам заключённых граждан. «70% удерживаются (в тюрьме – ред.) за предполагаемые связи с Гюленом, 21% – за предполагаемые связи с Рабочей партией Курдистина и менее 3% – за предполагаемые связи с ИГИЛ», – приводит данные Пьерини.
Однако ПСР не смогла убедить своих западных партнёров в обоснованности борьбы с движением, что, по словам Пьерини, рассматривается «как самоорганизованное политическое фиаско».
Пьерини считает, что нынешний акцент на РПК связан с желанием Эрдогана «сохранить контроль над политической сценой» в партнёрстве с крайне правой Партией националистического движения (ПНД).
«Независимо от того, является ли такое развитие событий "разворотом от Запада" или стратегией "среднего государства", чистый результат – растущая неопределённость в отношении надёжности Турции. И 2019 год этого не изменит», – заключает ученый.