Отношения между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его американским коллегой Дональдом Трампом часто то охлаждались, то вновь теплели, но сейчас они на подъёме, поскольку их интересы сошлись по нескольким основным вопросам, сообщает The New York Times.
«Честно говоря, после нашего сегодняшнего разговора между Соединёнными Штатами и Турцией может начаться новая эра», — цитирует Эрдогана издание после дружеского телефонного разговора между двумя лидерами в прошлый понедельник.
Оба президента находятся под давлением экономических последствий коронавируса, и оба имеют всё более напряжённые отношения со многими другими странами, указывается в статье.
Они также понимают друг друга, разделяют любовь к политике сильных мира сего и лелеют потенциально взаимовыгодные деловые сделки, пишет The New York Times.
В статье говорится, что Трамп, по сути, дал зелёный свет недавним военным интервенциям Турции в Сирии и Ливии. «Мы пришли к некоторым договорённостям во время нашего разговора», — сказал Эрдоган об их разговоре по Ливии, не вдаваясь в подробности.
Эрдоган также будет доволен тем, что ФБР начало расследование в отношении Фетхуллаха Гюлена, турецкого священнослужителя, базирующегося в Соединённых Штатах, которого Анкара обвиняет в подготовке неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году, отмечается в статье.
Вместе с тем, пишет The New York Times, Трамп воздержался от введения санкций в отношении Турции за покупку российской системы противоракетной обороны С-400, которая, по мнению НАТО, несовместима с собственными оборонными системами.
Аслы Айдынташбаш, старший научный сотрудник Европейского Совета по международным отношениям, заявила изданию, что Трамп помешал Турции углубить свои растущие связи с Россией.
«Если бы не этот странный фактор Трампа, мы действительно оказались бы в турецко-российской оси», — сказала она.
Растущее согласие между лидерами — это драматический поворот по сравнению с 10 месяцами назад, когда Эрдоган был на грани конфликта в северной Сирии против американских войск и критиковал Вашингтон за вооружённую поддержку курдских сил там, в то время как Трамп угрожал разрушить экономику Турции, напоминается в статье.
Напряжённость ослабла после того, как американские военные уступили территорию на севере Сирии турецким войскам и их союзникам в октябре 2019 года, указывает издание.
Между тем, Соединённые Штаты также, вероятно, рады видеть, что Турция проверяет поддерживаемые Россией успехи в Сирии и Ливии, пишет The New York Times.
Кроме того, отмечается в статье, Эрдоган смягчил свой тон в отношении США из-за пандемии коронавируса и опасений серьёзной рецессии. Он не активировал ракетную систему С-400 в апреле, как было запланировано, — возможно, для того, чтобы предотвратить санкции Вашингтона, или для того, чтобы договориться о сделке свопа с Федеральной Резервной Системой (ФРС) или защитить инвестиционную среду.
Тем не менее, Айдынташбаш добавила, что это не означает, что Турция повернётся спиной к России, скорее она всё ещё будет выступать за «балансирование».
В частности, нерешённым остается вопрос о покупке Турцией российского ракетного комплекса С-400.
«Есть ли новый этап сотрудничества? Я думаю, что есть окно возможностей. Окно состоит в том, что Турция не вводит в эксплуатацию С-400. Но если они это сделают, то всё вернётся на круги своя», — заявил изданию Озгюр Улюхисарджикли, директор Немецкого Фонда Маршалла Соединенных Штатов.