Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в воскресенье посетил контролируемый Турцией Северный Кипр. Эрдоган вместе с большой делегацией своей правящей коалиции отправился на пикник на курорт Вароша и заявил о своей поддержке решения о создании двух государств на разделенном средиземноморском острове, пишет Ahval.
«На Кипре есть два народа и два отдельных государства», — заявил Эрдоган на официальной церемонии, посвящённой 37-й годовщине основания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Это быстро вызвало осуждение со стороны Республики Кипр, являющейся членом Европейского союза, как «беспрецедентная провокация», указывается в статье.
Заявления Эрдогана, а также его вмешательство в президентские выборы в ТРСК в прошлом месяце в поддержку нынешнего президента Эрсина Татара демонстрируют доминирование Анкары в делах ТРСК, отмечает издание.
Хасан Кахведжиоглу, журналист из Северного Кипра, считает, что негласная цель визита Эрдогана состояла в том, чтобы сигнализировать о новом статус-кво, когда Турция ужесточит свой контроль над политическим направлением ТРСК.
«Он (Эрдоган — ред.) ещё раз заявил, что он является человеком, ответственным за кипрский вопрос, человеком, ответственным за Варошу», — сказал корреспондент главному редактору Ahval Явузу Байдару. Этот визит, подчёркивает Кахведжиоглу, послужил заявлением Эрдогана о глубокой вовлеченности на острове.
Вопрос о растущем контроле Турции над Северным Кипром был ключевым в президентской гонке в прошлом месяце, говорится в статье. Эрсин Татар, занимавший пост премьер-министра анклава и поддерживаемый Анкарой, был объявлен победителем над тогдашним президентом Мустафой Акынджи. Спорное повторное открытие Эрдоганом курортного города Вароша ближе к концу выборов было расценено как вопиющая попытка поднять Татара над более федералистским Акынджи, указывает издание.
По данным Ahval, Татар выступает за полное согласование политики киприотов-турок с политикой Турции, например за проведение возможной сделки о создании двух государств в качестве альтернативы давно существующей федеральной модели для разделённого острова.
Кахведжиоглу назвал Татара «послушным слугой» Анкары по сравнению со своим предшественником Акынджи. Решение поддержать его было принято для дальнейшего развития проекта интеграции анклава в турецкие проекты для региона, отмечается в статье.
«Татар ничего не знает о кипрской проблеме», — добавил Кахведжиоглу. Журналист-ветеран считает, что готовность Татара следовать указаниям Анкары по любому индивидуальному плану подрывает усилия ООН, Европейского союза и греческого Кипра по достижению резолюции.
«Анастадиас стремится быть гибким — он готов сесть за стол переговоров, но никогда не будет обсуждать решение о двух государствах», — указал Кахведжиоглу, имея в виду премьер-министра Кипра Никоса Анастадиаса.
Кахведжиоглу отмечает, что большая делегация членов правящей партии Эрдогана, полностью затмевающая любое присутствие киприотов-турок на этом мероприятии, громко говорила о том, что Эрдоган рассматривает интересы острова.
«Эрдоган не хочет никакой братской государственной администрации на Северном Кипре», — сказал журналист.
Издание отмечает, что все основные события во время визита Эрдогана были сосредоточены на функционерах его Партии справедливости и развития (ПСР) и самом президенте. По словам Кахведжиоглу, этот уровень растущего господства, оказываемого Эрдоганом и ПСР, а также вызванные им разногласия являются тем, что он видит как самую большую угрозу автономии турок-киприотов.