Состоявшиеся в понедельник днем переговоры между Партией националистического движения (ПНД) и Партией справедливости и развития (ПСР) о возможном коалиционном правительстве, как и ожидалось, прошли безрезультатно.
Политики и эксперты уверены, что по решению президента в стране будет создано временное правительство при участии всех партий, прошедших в парламент 7 июня 2015 года.
Еще на прошлой неделе стало ясно, что ПСР не намерена создавать коалицию, она просто-напросто тянет время до досрочных выборов в ноябре.
ПНД ранее заявила о том, что она не рассматривает никакие варианты, кроме полноценной коалиции, и не планирует поддерживать правительство меньшинства ПСР, а также выступает против варианта создания временного «довыборного» правительства сроком на три месяца, предложенного исполняющим обязанности премьер-министра Ахметом Давутоглу.
Генсек ПНД: «Мы не позволим ПСР использовать пункт о 45 днях»
Исмет Буюкатаман, генеральный секретарь ПНД, сообщил в воскресенье Today's Zaman, что ПСР может обращаться к ПНД только с предложением о создании коалиции. «Мы не позволим ПСР тратить 45 дней впустую», - сказал Буюкатаман, имея в виду те 32 дня, которые понадобились ПСР и главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), чтобы просто объявить о том, что переговоры провалились.
«Мы много раз говорили, что мы против временного правительства или правительства меньшинства. Предложение этих вариантов будет означать конец встречи еще до её начала, - сказал он. - Если Давутоглу придет с предложением о коалиции, мы обсудим условия. Если же нет, нам не о чем разговаривать [с ПСР]».
Срок, предоставленный на формирование правительства, официально заканчивается 23 августа. «Если новый кабинет министров не сможет сформироваться в течение 45 дней или не получит вотум доверия, президент республики, проконсультировавшись со спикером парламента, может объявить новые выборы», - написано в 116-й статье Конституции.
Согласно слухам, имеющим место в Анкаре, ПНД собирается завершить коалиционные переговоры с ПСР как можно раньше, чтобы президент Реджеп Тайип Эрдоган был вынужден, хотя бы по историческому прецеденту, передать мандат на формирование правительства партии, занявшей 2-е место на выборах, которой является НРП.
Также утверждается, что в случае досрочных выборов ПНД намерена заявить, что президент Эрдоган управлял Давутоглу и не дал ему сформировать коалицию, таким образом ставил свои личные интересы выше интересов страны.
Лидер НРП Кылычдароглу: «ПСР не смогла предоставить предложения по коалиции»
Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу сказал на пресс-конференции в четверг, что на последней встрече лидеров двух партий ПСР так и не смогла предоставить реальные предложения по формированию коалиции.
«ПСР лишь предложила нам стать частью временного правительства на три месяца или оказать поддержку правительству меньшинства, которое будет сформировано ПСР», - сказал Кылычдароглу репортерам в штаб-квартире партии.
Через несколько часов после шокирующего заявления Кылычдароглу, Бахчели объявил, что ПНД открыта для встречи с ПСР для переговоров по созданию коалиции, но подчеркнул, что предварительные условия, опубликованные ими после выборов, остаются неизменными. «Мы ожидаем независимой позиции от Давутоглу и хотим увидеть, действительно ли он отвергнул поручения из (президентского) дворца. Мы до сих пор против правительства меньшинства», - сообщил вечером в четверг Бахчели.
Мандат на формирование коалиционного правительства
Заместитель председателя НРП Левен Гёк сказал в воскресенье, что президент должен передать мандат на формирование правительства НРП, если ПСР и ПНД не договорятся о создании парламентской коалиции. Выступая на пресс-конференции в агентстве ANKA, Гёк отметил, что конституционные рамки, определяющие формирование правительства, достаточно ясны. «Давутоглу должен немедленно вернуть мандат. Мандат должен быть передан Кемалю Кылычдароглу». В недавнем заявлении ПНД говорится, что четыре главных условия до сих пор еще в силе, и для того, чтобы переговоры были результативными, они должны быть выполнены. Такая позиция партии, скорее всего, приблизит Турцию к досрочным выборам в ноябре.
Бахчели после всеобщих выборов в июне заявил, что в качестве предварительного условия ПНД требует отложить процесс урегулирования курдской проблемы, инициированный в конце 2012 года ПСР и Абдуллахом Оджаланом - заключенным в тюрьму лидером Рабочей партии Курдистана (РПК).
Во вторых, ПНД также требует возобновления двух громких антикоррупционных расследований, которые были начаты в декабре 2013 года, в результате чего четыре министра ушли со своих постов в правительстве тогдашнего премьер-министра Эрдогана. Обвинения варьировались от крупных взяток до незаконной торговли золотом в обход торгового эмбарго с Ираном.
Так, офис главного прокурора Стамбула постановил в октябре, что нет никаких оснований для возбуждения уголовного дела против подозреваемых, включая сыновей трех бывших министров, а также бизнесмена, близкого к администрации и высокопоставленным партийным чиновникам ПСР, потому что «не обнаружено никаких следов организованной преступности».
В третьих, Бахчели требует от ПСР гарантий того, что президент Реджеп Тайип Эрдоган впредь будет соблюдать конституционные ограничения и не станет ежедневно вмешиваться в политические дела партий. Президент Эрдоган хочет перейти с парламентской системы правления на президентскую, где бы он имел неограниченную власть и оставался неподотчетным парламенту, в попытке отменить разделение власти.
«Вы можете принимать это либо не принимать, но государственная система Турции де-факто изменилась. Единственное, что сейчас нужно сделать, так это создать правовую основу для существующей де-факто ситуации, а также принять новую Конституцию», - сказал Эрдоган в ходе встречи с представителями местных общественных организаций в своем родном городе Ризе в пятницу вечером, по сути, намекая на переход к президентской системе правления.
«Он [Эрдоган] сказал, что мы должны смириться с тем, что государственная система Турции уже изменилась. Что происходит? Может, произошла война или переворот, который мы пропустили?» - высмеял Бахчели заявление Реджепа Тайипа Эрдогана в своем аккаунте в Twitter в субботу.
Перед июньскими выборами, на которых ПСР впервые за 13 лет потеряла большинство в парламенте, после того как прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) прошла избирательный порог, Реджеп Тайип Эрдоган даже участвовал в митингах в поддержку ПСР, несмотря на прописанную в Конституции президентскую клятву быть беспристрастным по отношению ко всем партиям. Он попросил своих сторонников обеспечить ПСР как минимум 400 депутатских кресел в 550-местном парламенте на всеобщих выборах, чтобы позволить перейти к президентской системе правления через поправку в Конституции. Президент Эрдоган не называл партию, за которую его электорат должен был голосовать, а лишь намекнул: «Вы знаете, какая партия у меня в сердце».
В случае разработки новой Конституции, ПНД настаивает на том, чтобы первые четыре статьи оставались неизменными. Первые четыре статьи относятся к «форме государственного правления», «характеристикам Республики», «целостности, официальному языку, флагу, гимну и столице государства» и «безотзывным положениям».
Реджеп Тайип Эрдоган, который до сих пор имеет сильное влияние в ПСР и на Давутоглу, предпочитает досрочные выборы, в которых партия, руководившая Турцией последние 13 лет, имеет большие шансы получить большинство голосов, чтобы сформировать однопартийное правительство.
Согласно мнению критиков, президент Эрдоган видит в досрочных выборах и возвращении ПСР к правлению страной единственный способ избежать уголовной ответственности и обвинений в коррупции и взятках.
Бахчели обвинил Эрдогана в возможном вмешательстве в коалиционные переговоры, состоявшиеся в прошлую среду, говоря, что президент «хочет убить дух демократии в стране», став третьим лицом в коалиционных переговорах между НРП и ПСР. «Эрдоган должен безусловно взять себя в руки. Давутоглу должен сформировать правительство, а не он», - сказал Бахчели.