«Операция «Щит Евфрата» только формально направлена против террористов»

Операция вооруженных формирований Турции в районе сирийского города Джараблус формально направлена на борьбу с террористическим «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), а фактически - против сирийских курдов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Как сообщило турецкое агентство Anadolu, турецкая армия в среду начала операцию по освобождению захваченного террористической группировкой ИГ города Джараблус на севере Сирии. По данным телеканала Habertürk, турецкая артиллерия и авиация уже уничтожили более 80 целей, тем самым оказывая поддержку сирийским силам, борющимся против ИГ.

Игра на опережение

«Самым главным толчком для начатой турецкой армией операции «Щит Евфрата» является активизация вооруженных формирований сирийских курдов», - считает доцент Института стран Азии и Африки Вячеслав Шлыков. Несколько дней назад на Джараблус начали наступление «Демократические силы Сирии», в которых большую роль играют курдские боевые группировки. По мнению эксперта, если бы сирийским курдам удалось освободить город от террористов ИГ, они могли бы двинуться дальше и установить контроль над значительной частью турецко-сирийской границы. «Поэтому начатую турецкой армией наземную операцию можно назвать игрой на опережение, чтобы упредить наступление формирований сирийских курдов», - сказал Шлыков.

«Интерес курдов - создание на территории Сирии автономного образования. Для Анкары это, мягко говоря, крайне нежелательно, поскольку сирийские курды связаны с Рабочей партией Курдистана, которая в Турции считается террористической организацией. Не случайно официальные лица Турции называют целью наступления на Джараблус борьбу не только с ИГ, но и с другими террористическими организациями, подразумевая формирования сирийских курдов», - отметил эксперт.

С ним согласен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, для Анкары проблема номер один - не ИГ, а гипотетическая угроза создания Сирийского Курдистана. «По имеющимся сведениям, позиции боевиков ИГ расположены примерно в 20 километрах от Джараблуса, а операция турецкой армии пока ограничивается ударами по курдским формированиям», - сказал востоковед.

«Операция турецкой армии в районе города Джараблус призвана оказать поддержку так называемой умеренной сирийской оппозиции, чтобы этот приграничный населенный пункт и его окрестности, не дай Бог, не освободили от террористов вооруженные формирования сирийских курдов», - считает заместитель директора Института военно-политических исследований Александр Храмчихин.

«Помешать сирийским курдам взять Джараблус - вот главная цель начатой наземной операции вооруженных сил Турции. А для прикрытия этой цели Анкара стремится продемонстрировать начало наступления на позиции террористического «Исламского государства», которое она слишком долго поддерживала», - подчеркнул эксперт.

Жизненно важный интерес

Эксперты напомнили, что США оказывают поддержку вооруженным формированиям сирийских курдов, которые эффективно борются с боевиками ИГ. Курдский вопрос будет одним из главных в ходе начавшегося в среду визита в Турцию вице-президента США Джо Байдена, считают собеседники агентства.

«Турецкая армия начала операцию «Щит Евфрата» отнюдь не в пику США, а исходя из собственного жизненно важного интереса - не дать сирийским курдам объединить территории их проживания. Это представляло бы угрозу национальным интересам Турции. В этом смысле Анкара не будет оглядываться на Вашингтон. Ставка слишком высока», - считает Сатановский.

По его мнению, в федерализации Сирии не заинтересован и президент страны Башар Асад. «Можно даже допустить возможность переговоров между Анкарой и Дамаском с целью не допустить создания автономии сирийских курдов», - сказал востоковед. О начатой операции «Щит Евфрата» в Джараблусе Турция официально уведомила Россию. «Не думаю, что Россия прямо поддержала эту операцию. Но она определенно согласована с учетом того, что в наступлении задействована турецкая авиация», - отметил Храмчихин.

Хватит ли пороха в пороховницах?

Доцент ИСАА Вячеслав Шлыков, защитивший в свое время кандидатскую диссертацию о государственном перевороте в Турции 1971 года, считает, что июльский путч и последовавшие за ним чистки в турецкой армии не подорвали ее боеспособность.

«Несмотря на значительные потери в офицерском корпусе после подавления предпринятого 15 июля вооруженного мятежа, турецкая армия остается наиболее боеспособной на всем Ближнем Востоке. Да и в рамках НАТО по выучке она будет посильнее, чем армия любой другой страны», - отметил эксперт.

По его мнению, одной из целей начатого наступления на Джараблус является стремление Анкары продемонстрировать миру готовность турецкой армии к отражению любой угрозы национальной безопасности.