Влияние «мягкой силы» на быстрое развитие Турции

| Бюлент Кенеш

Хотя каждая страна в мире имеет свои собственные источники «мягкой силы», только некоторые действительно знают об этих источниках.

Что касается Турции, которая обладает важным геополитическим положением и военной мощью, серьезными историческими корнями и богатой культурой и видит будущее экономики и социально-политического развития взаимосвязанным с такими общечеловеческими ценностями, как основные права и свободы человека, главенство справедливости и либеральная экономика, — это страна с чрезвычайно богатыми источниками «мягкой силы».

Как граждане страны, чья экономика стабильно упрочивается, где уровень импорта и экспорта постоянно на подъеме, где растет сам объем торговли, турецкие предприниматели на протяжении нескольких лет демонстрируют огромный рост уверенности в себе. Одновременно с ростом экономической мощи и процветания по всей территории Турции быстро растет количество средств массовой информации — сотни новых телеканалов, тысячи новых радиостанций и множество, множество новых газет. Культурная продукция Турции — говорим ли мы о кино, сериалах, литературе или музыке — распространилась далеко за пределы наших границ.

И такими же гигантскими шагами, какими движется и развивается наша культурная продукция, идут вперед коммуникации и транспорт. В 1980-е годы из Стамбула не было ни одного прямого рейса в Нью-Йорк, а сейчас наращивающая мощь государственная авиакомпания Турции предлагает прямые рейсы в крупнейшие города по всему миру. С новыми направлениями, которые добавляются с каждым годом, турецкие авиалинии действительно соединяют Турцию с остальным миром. И Турция, которая пережила настоящий квантовый скачок во внутренних и международных коммуникациях, а также транспортных возможностях, демонстрирует огромное развитие туризма, торговли, культурного обмена, образования и многих других областей.

Реформы «мягкого или медленного революционного движения», которые были проведены в Турции в первой половине 2000-х годов как часть расширения рамок для переговоров о вступлении в ЕС, послужили источником вдохновения для других мусульманских народов, для которых турецкое государство стало примером светской и демократической мусульманской страны. Невозможно утверждать, что это вдохновение не имеет отношения к событиям на Ближнем Востоке, называемых «Арабская весна» или «Арабские восстания». Точно так же подход к внешней политике по принципу «ноль проблем», успешно используемый правящей Партией справедливости и развития (ПСР), стал одним из важнейших факторов мягкой власти правителей Турции, которые так трудились над миром для развития экспорта и стабильных отношений с соседями. На самом деле эта политика имела глубокое воздействие на экономические торговые отношения между соседними государствами и Турцией, прошедшей путь от каких-то $4 млрд в 1991 году до $82 млрд в 2008 году.

Между тем расположенная на геополитической точке транзита между Востоком и Западом, Ближним Востоком и Европой, христианами и мусульманами Турция является демократической страной с либеральной рыночной экономикой, что также повышает власть ее мягкого влияния. Другие проявления этой растущей «мягкой силы» состоят в том, что Турция берет на свои плечи роль переговорщика во многих международных проблемных областях, а также является одним из соучредителей инициативы «Альянс цивилизаций».

И вот сегодня мы видим, что значительное количество передвижений человека между глобальными точками востока и запада (а также севера и юга) проходит с помощью рейсов турецких авиалиний или фильмов и сериалов. Более того, эти достижения не ограничиваются результатами политической воли, которой в последние годы следует правительство ПСР. На самом деле нужно признать, что эти достижения имеют гораздо более значительное воздействие, углубляя и расширяя социально-экономический и культурный рост. Это расширение также стало важным фактором в ходе продвижения Турции в новые регионы мира, где ранее ее присутствие не было столь заметным.

Дошло до того, что это расширение стало больше, чем просто стратегия для Турции, которая по-новому открыла Африку, Тихоокеанский регион и Латинскую Америку. На самом деле эти транснациональные усилия социального расширения создали ситуацию, в которой Турция из этих развивающихся отношений получила ряд обязательств. В этом смысле показательна роль движения «Хизмет», черпавшего вдохновение из идей турецко-исламского ученого Фетхуллаха Гюлена, которое, распространяясь, привело к активному присутствию Турции более чем в 150 различных странах по всему миру, в частности в области образования и культурной деятельности.

Вместе с тем богатое культурное и историческое прошлое Турции является еще одной частью «мягкой силы», которой она обладает. Турецкие исторические связи с Европой, а также последствия исторических и культурных связей на Балканах, Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе сохраняются в этих регионах сегодня. И ничто не могло быть более естественным, чем увидеть Турцию — с ее ростом уровня образования, укреплением экономики и политической стабильности — усиливающей свое влияние над этими регионами.

Следует также отметить, что широкое признание и использование турецких товаров во многих областях, на чем турки создали прочные транснациональные отношения, также не случайно. Фактически турецкие торгово-экономические отношения по сравнению с прошлым ушли очень далеко.

Настолько же, насколько Турция укрепилась в экономической, политической и культурной областях, расширился ее потенциал и достижения в плане гуманитарной помощи и поддержки. На сегодняшний день мы видим множество турецких гуманитарных фондов и объединений, отправляющихся на помощь людям в любой точке мира, где случилось стихийное бедствие. Особенно в Африке, где Турция непрерывно оказывает помощь в течение многих лет и помогла достичь уровня стабильности, позволяющей вызвать перестройку целых стран. На этих фронтах также занимают важные уровни влияния и ведут активную деятельность не только общественные организации, но и такие группы, как TİKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию), турецкий Красный Полумесяц и государственные учреждения, такие как Управление по делам религий.

Если мы возьмем «мягкую силу» — концепцию, разработанную и созданную знаменитым американским политологом Джозефом Найем, — в действительности означающую меру того, насколько привлекательны отдельные страны для других, и для скольких стран примером они являются, то Турция направляется по этому пути вниз???? (что-то я вот этот кусок не поняла - then Turkey is headed down this particular path taking strong steps and over a wide area of the world.) Журнал Monocle составил список стран с «мягкой силой» за последние три года, отметив влияние Турции в этой области. Согласно Monocle, концепция мягкой силы, которая до недавнего времени была монополией Запада, в последние годы получила огромное влияние и важность в Турции, Китае, Бразилии и даже в России.

В соответствии с различными критериями, выдвинутыми Monocle, которые учитывают такие факторы, как дипломатические подструктуры стран, количество посольств и культурных миссий по всему миру, культурные продукты и успехи на международных фестивалях, число иностранных корреспондентов и иностранных студентов в этих странах, число национальных систем образования, количество аналитических центров, число интернет-пользователей, качество национальных авиакомпаний и подобные аспекты, — Англия стоит на первом месте и Америка на втором, когда речь идет о «мягкой силе». Что касается Турции, она была отмечена как одна из стран с самым быстрым ростом в этой области. На данный момент Турция занимает 20-е место в списке стран с «мягкой силой», но для меня не будет сюрпризом, если ей удастся подняться гораздо выше в ближайшие годы.

Одновременно с быстрым ростом мировой привлекательности и значения Турции, в Анкаре открывается все больше иностранных посольств, а в странах по всему миру растет число турецких представительств. Что касается иностранных СМИ, их заинтересованность Турцией, которую ежегодно посещают около 30 млн туристов и где учатся десятки тысяч иностранных студентов, также быстро растет. Все виды взаимодействия между Турцией и всеми странами в мире возросли и продолжают увеличиваться благодаря не только образовательным центрам и культурным мероприятиям, которые происходят на мировом уровне, но и тому, что государственные компании, такие как Turkish Airlines, стали гораздо более активными. И в конце концов не может быть никаких сомнений, что турецкая экономика и торговля получают выгоду от всего этого. Я могу сказать с полной уверенностью, что именно влияние мягкой политики сыграло наибольшую роль в том, что в настоящее время уровень экспорта в Турции почти $150 млрд.

*Данная статья основана на моем выступлении, которое прошло в ходе третьей ежегодной Тюркско-Американской Конвенции, организованной Тюркско-Американским Союзом (TAA), Институтом реорганизации и и Турецкой конфедерацией промышленников и предпринимателей (TUSKON) в Вашингтоне 12-13 марта 2013 года.