Представьте, что в сейфе какой-нибудь политической партии, к примеру, Партии националистического движения (ПНД) или Партии справедливости и развития (ПСР), окажется документ, который содержит готовый план, нацеленный на проведение алавитами массовых акций протеста на улицах. Разве это не приведет к социальным волнениям по всей стране?
Отложив в сторону маловероятный и не соответствующий действительности сценарий, обратим внимание на более доступные для понимания вещи. Как отреагировали бы алавиты, если бы выяснилось, что в каком-либо разведывательном управлении (будь то служба национальной разведки или полицейской разведки), находящейся в ведении турецкого правительства, готовится секретная операция, направленная на обострение конфликта между алавитской и суннитской общинами. Разве это не приведет к социальным волнениям по всей стране? Почему так произойдет? Потому что службы разведки действуют в интересах общества. В связи с этим не приходится даже опровергать существование хунты в этой организации.
Название документа «План ликвидации ПСР и Гюлена», под которым стоит подпись капитана первого ранга Дурсуна Чичека, обошло всю страну. Причина очень простая: эта фраза впервые появилась в заголовке газеты «Тараф». Такое название подходит для этого документа. Поскольку в этом документе говорится подробно о поэтапном уничтожении ПСР. В плане также перечислены страшные ловушки, приготовленные против Фетхуллы Гюлена и его соратников. Позорные планы, противоречащие здравому смыслу, предусматривали подбрасывание оружия в дома, а затем обвинение ни в чем неповинных людей в создании вооруженной группы. И тут непременно стоит задать вопрос: только ли ПСР и Гюлена касался данный план действий? Нет. Речь идет не о простом тексте, а о коварном плане, который целиком затрагивал все слои общества, все субъекты политики.
К примеру, в разделе об алавитах сказано: «В ходе квартирных обысков будут выявлены провокационные материалы и документы, подтверждающие враждебные замыслы алавитов». Такая формулировка приводит в замешательство. Даже возникающие на этом фоне ассоциации вызывают тревогу. И тогда волей-неволей в голове появляются вопросы: «А так ли это было в Мараше, так ли начались события в Сивасе, или же религиозный конфликт в Чоруме был своего рода частью психологической атаки?».
Я не смог услышать надлежащего ответа тех, кто отстаивает интересы алавитской общины, на такие мерзкие провокации. Не встретил ни одной достойной реакции за исключением ответа на это недорозумение, который озвучил кто-то на ломаном языке в одной телепередаче. Если настолько смиренно себя вести, ссылаясь на то, что документ был разработан в Генштабе, то это в корне неправильно. Ведь одно дело — слава нашей армии, к которой все относятся с огромным уважением, а другое — противодействие планам заговорщиков и бунтарей, которые явно превышают свои должностные полномочия в армии. Сложившаяся сейчас ситуация усиливает сомнения, которые уже давно высказывались. По крайней мере возникшая атмосфера еще больше беспокоит простых алавитов. Постоянно говорится о том, что некоторые алавитские организации и их лидеры намереваются использовать эти массы в качестве запасного варианта подпольных структур.
Об отношении простых алавитов к тому, чтобы быть второсортным материалом, хорошо известно. Они никогда не пойдут на такое. Однако общеизвестно о существовании структур, которые стремятся заставить молодежь вступить в ряды организации, в первую очередь, это Народно-революционная партия освобождения (фронт). При этом проведение церемоний прощания в алавитских молитвенных домах (джемэви) с членами организаций, погибших в результате столкновений, вызывает сильное возмущение и мешает урегулированию ситуации. В политической сфере алавитов использовали левые партии, в основном НРП. Прояснилось, каким образом они смотрят на события в Дерсиме, когда дела их испортились. Но НРП старалась превратить этот миролюбивый народ в политический блок, сделав алавитов гарантией принципов светского государства. Пик этой пропаганды приходится на период проведения митингов в поддержку республики. Очевидно также, что пропаганду в виде «Вы — гарантия республики и лаицизма» осуществляли сильные структуры. И все-таки алавиты осудили демократическим способом оправдание массовых убийств заместителем председателя НРП Онур Ойменом. Разве этого не достаточно? Нет, потому что очень легко не согласиться с политической партией. Главное, что необходимо сделать, это отстоять демократическую позицию против мощных организаций, которые готовы втянуть алавитов в конфликт, действуя в нарушение правовых норм.
Все зависит от суннитов
Общественные организации алавитов, к примеру, не отреагировали достойно на действия организации «Эргенекон». Как стало известно, на главу Федерации алавитов-бекташи Али Балкыза планировалось покушение. После опубликования плана господин Балкыз говорил, что не верит этим планам, до тех пор, пока следователи по делу «Эрегенекон» не показали ему документы. Потом последовало «Поверил и ужаснулся». Однако до сих пор большинство алавитских организаций молчат по поводу «Эргенекона». Такая ситуация не поддается пониманию. Очевидно, что для простых и искренних алавитов, которые составляют большинство, это не является постыдным. Поскольку у них даже нет подхода, направленного на братский конфликт и угрожающего общественному миру. Однако очевидно и то, что сущетвуют те, кто будет склонять алавитов вступить в тайную структуру. Турция быстро продвигается на пути к прозрачному обществу. Уже совсем скоро не останется тех, кто прячутся за спинами других. Другими словами, никто не скажет: «Я что-то сделаю, а ты пока закрой уши и глаза». Поскольку наши граждане, которые живут в самый прекраный момент информационной эпохи, видят, что ничего не остается незамеченным, грязные планы не реализуются, и полагают, что такие темы необходимо открыто обсуждать. Нельзя думать, что они не правы. Мир двигается в направлении более прозрачных и свободных горизонтов. Алавиты теперь стремятся не быть закрытым обществом, подключиться к плюрализму и партиципаторной системе. Такая ситуация бепокоит подпольные организации. Но им ничего не остается делать. Суннитская часть населения Турции должна уважать демократические требования алавитов и, поддрживая их, способствовать общественному миру.