Суд принял решение о задержании 163 обвиняемых по делу о планировании переворота. Среди тех, кого решено было взять под стражу, есть бывшие военные командиры, много военнослужащих и офицеров в отставке. Очевидно, что новые находки по этому делу сделали решение о задержании необходимым.
Как бы вы ни смотрели на эту проблему, ясно, что это поворотный момент в истории. Впервые подобное происходит в истории нашего правосудия, потому что никогда прежде дело командиров, обвиняемых в подготовке плана военного переворота, не могло рассматриваться гражданским судом. Сейчас военные самого высокого ранга предстали перед судом в связи с обнаружившимися документами, касающимися плана переворота. Разумеется, нельзя уже сейчас сказать, кто из задержанных виновен, а кто невиновен, но дело по «Операции Кувалда» представляется чрезвычайно важным, так как оно фиксирует, что планирование переворота с юридической точки зрения является преступлением.
Для демократии в нашей стране также открылась новая страница. В нашей стране военные перевороты словно подчинялись некоей автоматической системе. Переворот 1960 года уничтожил демократию; на виселицу были отправлены премьер-министр и два министра, а стремление народа к демократии было подавлено. Народ смог проявить свое несогласие только на выборах. До памятных событий 1971 года хунта не отказалась от попыток переворота. Переворот 1971 года снова подорвал доверие народа к демократии и усилил позиции военных. Мы все были свидетелями того, как для того, чтобы легализовать переворот 1980 года «закон подогнали под существующее положение дел». В результате террора мы потеряли тысячи человек, и, чтобы спастись от хаоса, согласились на 12 сентября. Постмодернистский переворот 28 февраля представили как восстановление баланса в 90х годах и заставили Турцию жить под угрозой военного переворота.
И в этой стране, привыкшей к тому, что каждые десять лет случается нечто подобное, военные ответят перед судом за планирование переворота. Уже только это – победа демократической системы правосудия. Конечно, среди обвиняемых могут оказаться невиновные, которых оправдают, но очень важно, чтобы виновные отчитались перед правосудием за документ, содержащий план переворота и насчитывающий тысячи страниц.
Огромные усилия были затрачены на то, чтобы составить план «Операции Кувалда». Несмотря на десятки документов, средства массовой информации ведут себя так, словно ничего не случилось. Они транслируют одностороннюю пропаганду, которую ведут близкие подсудимых. Даже гельджукские документы не смогли остановить тех, кто занимается этой черной пропагандой. Они заявляют, что эти документы – копия тех, что уже были известны ранее. Как будто от этого что-то изменится! Конечно, они окажутся копиями, конечно, они будут похожи, будут дополнять и подтверждать друг друга… Было даже сказано: «Эти документы разместили другие люди!». Между тем, документы были размещены в управлении Морского флота в Гельджуке, в самом сердце разведки. Разве можно в космическом бюро разместить девять мешков документов, связанных с подготовкой переворота? Для того, чтобы скрыть свои цели, черной пропагандой ввести в заблуждение общественность, в дело включились дети, зятья, сторонники, товарищи обвиняемых. Тогда как не было никакой необходимости в том, чтобы поднимать шум. В конце концов, дело должно было оказаться в руках правосудия, судебный процесс должен был определить наказание, основываясь на серьезности документов, в результате чего было бы принято решение.
Действительно, так и получилось. Суд оценил значимость новых данных и бумаг и принял решение о взятии под стражу большого количества подозреваемых. Значит, обвинения не были голословными. Юристы не рассматривают события с точки зрения наличия родственных связей или вражды. Они не могут так рассматривать дела. Они смотрят, вынуждены смотреть на конкретное обвинение, на конкретные доказательства вины. Нужно набраться терпения и ждать. Судьи приняли решение о взятии под арест в соответствии с документами, которыми они располагали. Подсудимые будет предоставлена защита. В конце концов, справедливость проявит себя. Не нужно беспокоиться; в демократической стране функционирует правосудие. История открывает новую страницу и на ней мы читаем: переворот – это не только большое зло с точки зрения этики, но и преступление с точки зрения закона. Закон должен быть одинаковым для всех, и все должны уважать закон.