Осторожно! Перед нами ловушка

| Экрем Думанлы

Ежечасно меняющаяся повестка дня может стать серьезным потрясением для людей (и особенно, для обозревателей).

Если не подходить к оценкам событий с твердыми убеждениями и широтой взглядов, то можно потеряться в пучине мнений, точек зрений и высказываний. А между тем, история свидетельствует, что поспешно сделанное заключение через короткое время заставит его автора устыдиться.

Безусловно, вызов высокопоставленных представителей и сотрудников Национальной разведывательной службы Турции (MIT) для дачи показаний стал для всех нас «шоковым событием». По этой причине, все принялись рассуждать и анализировать происходящее, не зная еще точно, что произошло. Некоторые считают, что сотрудники разведки вызывались для объяснений относительно  встречи представителей разведслужбы с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая, как выяснилось, была проведена в Осло. Однако, с того момента, как об этих переговорах стало известно, прошло достаточно много времени. Почему тогда правосудие на протяжении 5 месяцев ничего не предпринимало, а сейчас вдруг прокуратура призвала к ответу? Скоро стало понятно, что суть вопроса заключается не во встрече в Осло.

Информация, документы, изъятые во время операций против Союза курдских общин (KCK), поставили MIT под подозрение. Помимо этого, признания представителей KCK также усугубили сложную ситуацию, в которую попала весьма значимая государственная организация MIT.

Утверждения, содержащиеся в деле, поистине ужасны. Согласно им, часть лиц, арестованных по обвинению в причастности к РПК или KCK, на самом деле являлась «агентами» государства. Можно сказать «такое возможно, в сущности, разведчики так и работают!». Пусть так. Но разве не следует призвать к ответу тех лиц, которые, проникнув в качестве осведомителей в городские ячейки кровавой террористической организации, лично являлись свидетелями планирования и осуществления многочисленных террористических акций, и не сообщили об этом в соответствующие инстанции? Более того, разве можно сидеть сложа руки, если эти осведомители изложили ситуацию в докладе, но вышестоящие чиновники не предприняли меры, и эта ситуация была зафиксирована в расследовании?

Существует утверждение, которое на протяжении десятилетий обсуждалось шепотом, а в последние годы нашло отражение в книгах, это утверждение звучит так: РПК создана Национальной разведывательной службой. Отсюда следует другое утверждение: разведслужба управляет и координирует деятельность РПК. Такого рода тезисы не развивались вплоть до нынешнего момента, а возможно и не могли быть развиты. Однако многочисленные темные события, начиная с убийства Угура Мумджу, связывались с отношениями РПК и MIT . Что следует предпринять правосудию, если информация, документы и признания, полученные по время расследования в связи с KCK, могут доказать существование этих запутанных связей? Замять этот вопрос или разобраться в нем до конца?

Давайте не будем себя обманывать. В основе того, что вооруженная организация в этой стране может воевать с государством на протяжении десятков лет, и деятельность ее боевиков не пресекается, лежит тот факт, что организация эта частично опирается на оперативных лиц в государственной структуре. Не важно, будет это военный, полицейский или разведчик; если не оказывается поддержка со стороны этой структуры, то ни одна незаконная организация не сможет противостоять силе государства. На ликвидацию террористических организацийследует смотреть именно под этим углом зрения…

К сожалению, РПК и Хизболле, ради продолжения курдского вопроса оказывалась поддержка и на стадии создания и в процессе последующего развития. В то время, как гибли совсем молодые ребята, создавалась концепция политики «национальной безопасности». Не ПСР виновата в том, что возникшее сейчас противостояние превращается в процесс, который этой партии необходимо ликвидировать. Разве не пора встретиться лицом к лицу с правдой, если кровавая террористическая организация была создана 30 с лишним лет назад под покровительством MIT , продолжает близкие контакты с этой структурой, но, несмотря на это, ничего не предпринимается против, а человеческие и материальные потери продолжаются. ПСР не создавала и не поддерживала связи MIT с РПК. Таким образом, ее представление в роли ответственной за сложившуюся ситуацию ведет Турцию в ошибочном направлении.

Процесс «гласности», происходящий в Турции, затрагивает и партии, и гражданские общественные организации, поэтому происходящие сегодня события не являются причиной конфликта. Это естественный результат процесса демократизации и гласности. Самый плохой выбор, который можно совершить в этой ситуации – это попытаться ее замять. Данная проблема уже перестала относиться лишь к правосудию. Вопрос проникших в ряды KCK разведчиков и террористических актов, которые не были/ не смогли быть предотвращены, уже передан на рассмотрение исследователям. Попытки делать невероятные заключения из туманного облака актуальных событий, забывая при этом об исторической ответственности, лишь порождают цепочку новых ошибок. Давайте будем осторожны! Больше всего радуются сложившейся ситуации те, кто с самого начала питал враждебные чувства к ПСР и её политике.  От их радости никому пользы быть не может…

Ловушка

Иногда при дискуссии на некую тему делается предварительное допущение, а затем все остальное уже строится вокруг него. С ситуацией вызова руководителей разведслужбы для дачи показаний произошла как раз подобная история. Появились те, кто намекал на то, что прокурор является членом "джемаата", а также те, кто открыто высказывал эту мысль. Затем мы стали свидетелями разговоров, статей, опиравшихся на вопрос отношений между «джемаатом» и ПСР так, словно это неоспоримая истина. Что, на лбу у представителей органов безопасности и правосудия написано «член джемаата»? Конечно, такого нет!

В сущности, причина акцента, делаемого некоторыми кругами на «джемаат», ясна. Попытки некоторых лиц, с первых же дней отнесшихся к ПСР и Тайипу Эрдогану с предубеждением и даже с враждой, предстать в роли защитников и покровителей премьер-министра, преследуют четкую цель. Некоторые лица, скрываясь за маской искренности, желают разжечь долгожданную «ссору между джемаатом и партией». Можно разволноваться и, несмотря на наилучшие намерения, поддаться таким образом этому хитрому продуманному плану, но самым правильным здесь будет не поддаваться на насущные, «актуальные», нагнетаемые волнения. При взвешенном, трезвом подходе к проблеме, станет ясно, что перед нами ловушка.