Недавно, прогуливаясь по улицам города, я встретил старого друга. Он работает на государственной службе и поддерживает правящую партию во всех аспектах. Во время непринужденной беседы я задал ему вопрос, который последнее время задаю всем: «Куда катится Турция?».
Он остановился в недоумении. Я продолжил: «Как человек, побывавший во многих странах мира и имеющий представление о различных правящих режимах, пожалуйста, дайте мне ваш честный ответ на вопрос: в каком направлении движется Турция?». Прежде чем ответить, он задумался на пару минут. На его лбу выступили капли пота. «К сожалению, страна движется к чему-то не очень хорошему», — наконец-то сказал он.
Реальный вопрос, который каждый должен задать себе: «Куда движется Турция?» Движется ли она в направлении более спокойного и прекрасного будущего или же скатывается в сторону репрессивных, противоречивых и неопределенных дней? Напряжение в обществе приближается к точке кипения. Правящая партия прилагает все усилия для того, чтобы нажить врагов во всех доступных группах и сегментах общества. В ответ на призывы снизить напряжение в обществе, они заявляют, что поляризация приведет к большему количеству голосов для правящей партии. Это грубая ошибка! Победа или проигрыш на выборах является отдельной темой. Политика, направленная на обострение социального напряжения ради победы на выборах, будет иметь постоянные неблагоприятные последствия. Посеешь ветер — пожнешь бурю. Исходя из недавних антидемократических действий правительства следует, что страна движется в сторону однопартийного государства. Эта опасность все еще сохраняется. Появляется ощущение, что государство находится под контролем партии.
Есть еще один риск — государство может перейти к «родоплеменному строю». При данной форме правления произвол будет считаться законным, верховенство закона станет формальным, а справедливость будет использоваться в качестве инструмента для угнетения. Племенное правительство как дешевый шатер: невысокое, перегруженное и искусственное. В партийном государстве все официально, гармонично и постоянно, но не хватает понимания и эстетики — все делается напоказ. Внешне ощущается присутствие парламента — со всем его величием и нравственностью. Кажется, что судебная власть представлена в лице людей, одетых в робы. Создается ощущение, что сектор СМИ, с его многогранными телеканалами и оживленной работой, процветает. Но, не смотря на все это, администрацию правительства все чаще ассоциируют с ярко выраженным произволом.
Турция не может стать партийным государством или перейти к родоплеменному строю. Тем не менее, в последнее время наблюдается частичный сдвиг в этом направлении. Те, кто не в состоянии осознать этот факт или решил просто промолчать, хоть и прекрасно понимают сложившуюся ситуацию, очень сильно вредят стране своей пассивностью. Более того, на них ложится еще большая ответственность, так как они фактически поддерживают угнетение.