«Протоколы Имралы», появившиеся вчера на первой полосе одной из газет и занявшие целых две страницы, свидетельствуют о новом процессе, о котором мы ещё много будем дискутировать. Совершенно очевидно, что мы имеем дело с очень глубокой операцией.
«Переговоры с Имралы», долгое время проходившие в оптимистичной атмосфере, с этого момента были превращены в очередное подобие событий на пограничном пункте Хабур, причём совершенно опрометчиво… Не смотрите на заголовок «Протоколы Имралы»; написанное в той статье не отражает ход переговоров между государством и Оджаланом. Однако такой заголовок как бы претендует на то, что в статье переданы отношения между правительством и РПК. Вся суть дела — в речи «лидера», адресованной делегации Партии мира и демократии (ПМД), посетившей Оджалана в Имралы. Речь, но какая! В ней присутствуют и воодушевление, и угроза, и саботаж, и провокация. Ясно, что Оджалан, с воодушевлением выступавший несколько часов перед депутатами ПМД, разошелся не на шутку. Даже если воспринимать часть этого как проявление мании величия, тот факт, что всё это стало достоянием общественности, подтверждает, что имеет место неприкрытое вмешательство в переговорный процесс.
Что говорит «уважаемый Оджалан»? Чего он только не говорит! Он говорит, что именно они уже 10 лет обеспечивают поддержку Партии справедливости и развития (ПСР), что будет создана особая комиссия (о чём он и говорил с самого начала), что они передали власть ПСР… Если утечка высказываний, содержащих в себе угрозы, была допущена не с целью провокации, то для чего? «Ни домашнего ареста, ни амнистии. Мы все будем свободны. Если я добьюсь успеха, никто из Союза общин Курдистана, никто другой не останется за решеткой. В противном случае начнётся народная война, с 50 тысячами человек».
Те, кто придал огласке эти «протоколы», закладывают под здание политики бомбу с часовым механизмом. Оджалан якобы говорит: «Представляется возможным подумать о переходе к президентской республике. Мы поддержим кандидатуру господина Тайипа. Однако президентская республика должна быть как в США, с сенатом в качестве национального собрания». Одна только эта фраза сообщает общественности: «Мы окажем Тайипу Эрдогану поддержку в переходе к президентской форме правления, и он, в свою очередь, тоже даст нам кое-что». Очевидно, что сегодня, в атмосфере оттепели, в которой разворачивается весь этот процесс, публикация подобных высказываний призвана скомпрометировать правительство ПСР. Подобно утечке информации во время переговоров в Осло, речь идет о попытке повернуть процесс вcпять.
Кто пострадает от этих раздутых материалов, выставленных на суд общественного мнения под названием «Протоколы Имралы»? РПК или ПМД, являющаяся её ответвлением? Конечно же нет. Эта организация, несомненно, полагает, что после этих слов заслужила уважение. Может быть, эти протоколы навредят таким партиям, как НРП или ПНД, связывающим своё присутствие на политической сцене с противостоянием ПСР? Нет. Потому что обе эти партии давно уже обвиняют власть в пособничестве терроризму, утверждая, что весь этот процесс проходит в форме закулисных торгов. Следовательно, слова, имеющие место в этих протоколах, льют воду на мельницу оппозиции и дают основание для утверждений о том, что «страна раскалывается»… Все политические партии, кроме ПСР, выиграют от этого. Полагающие так структуры «глубинного государства» написали сценарий нового Хабура. Чтобы внести путаницу и скрыть свои истинные цели, они обратились к классическому приёму — нападки на видных общественных деятелей. Более того, тот, кто провернул эту операцию, обратившись к своего рода восточной хитрости, сделал Национальное разведывательное управление Турции своим щитом и использовал главу ведомства Хакана Фидана в качестве укрытия. Нет ничего удивительного в том, что высказывания, содержащиеся в протоколах, содержат идеи, сообразные «Главному террористу». От подражателя Сталина не стоит ждать любви, как не стоит ждать и уважения. Однако некоторые фразы, встречающиеся в протоколах, наводят на мысль о том, что операцию провели специалисты, хорошо разбирающиеся в психологии. Ясно, что «текст речи» подвергся редакции специалистов. Более того, дерзкие утверждения Оджалана переплетаются с одним клеветническим сообщением газеты «Джумхуриет», которое уже было многократно опровергнуто. Тот факт, что в разных местах проговариваются одни и те же слова и притом в обоих случаях это делается из-за спины разведывательного управления, только увеличивает подозрения относительно операции по оказанию психологического давления на общество. Либо высокую активность проявляют элементы РПК в структуре разведки, либо действуют глубинные структуры РПК, пытаясь при этом подставить разведку.
Мы то и дело оказывается перед новым «меморандумом». Как известно, в 1998 году, когда был арестован один из лидеров РПК Шемдин Сакык, к «протоколам» следствия были добавлены ложные показания, в результате чего были выдвинуты обвинения против некоторых журналистов. Сейчас из уст Оджалана звучат серьёзные обвинения в адрес некоторых общественных деятелей и журналистов. Меморандум того времени был именно операцией, так же как и сегодняшний. Что уж поделаешь, существует факт, забытый представителями «глубинного государства»: маскарад давно окончен, секретные операции раскрываются за один день. И так будет снова и снова… Я убежден в том, что непосредственной мишенью тех, кто организовал утечку информации со встречи Оджалана с ПМД в Имралы, являются правительство и сам переговорный процесс. Остальные элементы необходимы для того, чтобы внести путаницу. Это своего рода политический перекрестный огонь. Потому что в трёх письмах, написанных Оджаланом, нет и намёка на всю ту ахинею, которая присутствует в «протоколах». Понятно, что мысли, присутствующие в письмах, представленных обществу в качестве черновиков, тревожат некоторые структуры «глубинного государства». Говорят также, что Кандиль и ПМД тоже не особо довольны этими письмами. Сигналы, исходящие из штаба РПК, подтверждают, что внутри организации имеется немало противоречий, однако из-за внутренних разборок верхушка РПК не может высказаться…
Каждый раз нам приходится констатировать начало нового периода. Очевидно, что начата серьёзная деятельность, направленная на то, чтобы завести в тупик процесс под названием «переговоры с Имралы». Вполне возможно, что эти попытки, начавшиеся вчера при помощи так называемых «протоколов», вскоре продолжатся. Всем необходимо быть по возможности терпеливыми, логичными и чуткими. Операции, построенные в расчете на нашу негативную реакцию, являются попытками саботировать переговорный процесс. Поэтому мы должны преодолеть бесплодные дрязги сегодняшней политики и взглянуть на события в более широкой перспективе…